План конспект занятия по логопедии в подготовительной группе
Цели автоматизация звука “ш” в слогах, словах, фразовой речи.
Задачи:
а) образовательные (новые умения)
б) развивающие (коррекционно-образовательные)
в) воспитательные (коррекционные)
Уточнить и закрепить знания ребенка о звуке «Ш». Закрепить навык автоматизации звука в слогах, словах, фразах.
Развивать фонематический слух, зрительное и фонематическое восприятие, связную речь, артикуляционную, мелкую и общую моторику, внимание, память.
Воспитывать волевые качества в выполнении заданий, усидчивость, аккуратность.
Интегративные качества Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений.
Стимулировать умение работать по правилу, слушать взрослого выполнять его инструкцию.
Оборудование Картинки к сказке «Маша и медведь», дидактические игры «Собери ягоды», «Подарки», «Что больше? », «Доскажи словечко», «Плюшевые мишки», простой, зеленый и красный карандаши.
Ход занятия.
Ритуал приветствия «Здравствуй! ».
Пальчиками правой руки по очереди необходимо поздороваться с пальчиками левой руки:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю,
Всех я вас приветствую!
1. Создание мотивационного поля
На доске размещены картинки: медведь и пирожки.
- Догадался, какая сказка у нас сегодня в гостях? («Машенька и медведь»). Скажи, чем похожи слова: Маша и Миша? Есть ли в этих словах общий звук? «Ш». Звук «Ш» какой? (Всегда согласный, твердый, глухой). Будем правильно произносить его и помнить, что при произнесении звука «Ш» губы немного округлены и выдвинуты вперед, а язык – «чашечка». Выходящая воздушная струя – теплая.
2. Актуализация
«В одной деревушке, в бревенчатой избушке, у дедушки и бабушки жила – была внучка – Машенька… » (на доске картинки: избушка и Машенька.) .
Артикуляционная гимнастика.
Упражнения:
Утром Машенька проснулась и улыбнулась. («Улыбка».)
(Губы растянуты в улыбке. Видны сомкнутые зубы.)
Поиграла на дудочке, затем опять улыбнулась. («Трубочка»)
(Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед.)
Пошла завтракать.
Взяла ложечку. («Лопаточка») .
(Улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий передний край языка положить на нижнюю губу.)
Взяла чашечку. («Чашечка») .
(Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам, но не касаться их, боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам) .
И достала вкусное варенье. («Вкусное варенье»)
(Слизать широким кончиком языка «варенье» с верхней губы. Нижней губой не помогать) .
Потом она пошла качаться на качелях. («Качели») .
(Рот открыт. Кончик языка поочередно ставить на верхние, затем на нижние зубы.) .
А потом играла в мяч. («Катание шарика»)
(Губы сомкнуты, язык делает круговые движения (как бы вокруг губ) с внутренней стороны рта, сначала в одну, затем в другую сторону) .
«Как-то раз Машенька пошла в лес за ягодами… » (Показываем картинки: Машенька и лес)
- А в лесу ветер поднялся. Как шумят деревья в лесу? (Ш-ш-ш)
(Показ картинки ветер наклоняет деревья)
- Произнеси звук «Ш» четко и длительно: столько, сколько ведешь карандашом по дорожке.
- Что это? (Показывает шишку.)
3. Самостоятельное применение нового знания на практике
Развитие фонематического слуха: слуховая разминка
Это фырка? Это шишка?
Это сыска? Это хыхка?
Это шиска? Это шихка?
Это шишка? Это фыска?
Это фышка? Это хышка?
Это щищка? Это шишка?
- Правильно, это шишка. В лесу ягод видимо-невидимо. Чтобы помочь Маше собрать ягоды, разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Ягодки»
С веток ягоды снимаю левая рука согнута в локте и поднята на
уровень лица. Кисть опущена (пальцы –«ветки»)
правой рукой (пальцы собраны в щепотку)
(снимать ягоды») .
И в лукошко собираю.
Ягод- полное лукошко!
Я попробую немножко.
Я поем еще чуть - чуть положение и движение кистей рук по тексту
Легче будет к дому путь.
Я поем еще малинки.
Сколько ягодок в корзинке?
Раз, два, три, четыре, пять… считать ягоды, нажимая указательным
пальцем на левую ладошку.
Снова будем собирать!
- Помоги Машеньке собрать ягоды.
(Показываем картинку с ягодками, в которых написаны слоги: ША, АШ, ШУ, УШ, ШО, ОШ и т. д.)
- Прочитай слоги на всех ягодках. Если в слоге буква Ш написана в начале, то ягода спелая, раскрась ее кранным карандашом. Если в слоге буква Ш написана в конце, то ягода не спелая, пусть доспевает, раскрась ее зеленым цветом.
- Долго ли, коротко ли шла Машенька. Вдруг видит, стоит избушка. Кто в ней живет? Отгадай.
Упражнение «Доскажи словечко»
Белка с ветки в свой домишко
Перетаскивала шишку.
Белка уронила шишку,
Угодила прямо в (мишку) .
Правильно, в избушке живет медведь (показ картинки: медведь и его избушка) .
Видит Маша, а в доме у Миши беспорядок. Помоги Маше навести порядок в доме.
Автоматизация звука «Ш» в словах.
Дидактическая игра «Подарки».
(Показываю картинки-предметы, в которых есть звук «Ш»)
- Назови правильно все предметы, которые здесь нарисованы (кошка, мишка, мышка, чебурашка, клюшка, матрешка, хлопушка, неваляшка, машина) .
- А в это время мишка возвращается домой.
Физминутка.
Движение по тексту.
Мишка по лесу шагал,
Мишка палку увидал.
Бросил палку к верху мишка.
Падай в шапку с елки шишка!
Шишка хлоп по голове,
Сразу шишек стало две!
Выставляются картинки: Маша, медведь и избушка.
Автоматизация звука «Ш» во фразах.
Дидактическая игра «Что больше? »
- Пришел Мишка домой, а там – чистота и порядок. Все игрушки по местам стоят. Только вот не поймет никак мишка: какая игрушка больше, а какая – меньше. Помоги
Мишке разобраться в этом. Научи его сравнивать по величине.
Например: шкаф больше шкатулки, шкатулка меньше шкафа и т. д.
(Показываю картинки: шкатулка, шкаф, кошка, мышка, лукошко, кадушка, кувшин, кружка, башня, шалаш, шмель, мошка, дедушка, малыш) .
- Машенька сварила вкусную кашу и накормила мишку.
Слушай чистоговорку и повторяй.
Ошка-ошка-ошка – где моя большая ложка.
Ошку-ошку-ошку- дайте мне большую ложку.
Ошку-ошку-ошку – я держать умею ложку.
Ошкой – ошкой – ошкой – буду кашу кушать ложкой.
Ошки-ошки-ошки – не капает каша с ложки.
4. Итог занятия
Нашей Маше пора возвращаться домой. За то, что она такая трудолюбивая и заботливая девочка, мишка проводит ее до дома. Помогая рассказывать сказку, какой звук ты старался правильно произносить в слогах, в словах, в чистоговорках. Мишка предлагает взяться за руки и передать эстафету дружбы.
«Эстафета дружбы»
Взяться за руки и передать, как эстафету, рукопожатие. Начинает педагог: «Я передаю свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маше к Саше и т. д. и наконец снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет».
Дополнительный материал к занятию
1. Картинки с изображением мишек.
- Посмотри внимательно на картинку. Сосчитай всех плюшевых мишек (один плюшевый мишка, два плюшевых мишки и) . Найди такого же плюшевого мишку, как в рамке. Раскрась одинаковых мишек.
Разучи стихотворение:
Маша – малышка
Шила штанишки.
Шила штанишки
Плюшевому мишке.
Хороши, хороши,
Хороши штанишки.
Хороши штанишки.
У плюшевого мишки.
2. Выучи четверостишие:
Мышонку шепчет мышь:
- Ты что, шуршишь, шуршишь?
Мышонок шепчет мыши:
-Шуршать я буду тише.
Задачи:
а) образовательные (новые умения)
б) развивающие (коррекционно-образовательные)
в) воспитательные (коррекционные)
Уточнить и закрепить знания ребенка о звуке «Ш». Закрепить навык автоматизации звука в слогах, словах, фразах.
Развивать фонематический слух, зрительное и фонематическое восприятие, связную речь, артикуляционную, мелкую и общую моторику, внимание, память.
Воспитывать волевые качества в выполнении заданий, усидчивость, аккуратность.
Интегративные качества Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений.
Стимулировать умение работать по правилу, слушать взрослого выполнять его инструкцию.
Оборудование Картинки к сказке «Маша и медведь», дидактические игры «Собери ягоды», «Подарки», «Что больше? », «Доскажи словечко», «Плюшевые мишки», простой, зеленый и красный карандаши.
Ход занятия.
Ритуал приветствия «Здравствуй! ».
Пальчиками правой руки по очереди необходимо поздороваться с пальчиками левой руки:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю,
Всех я вас приветствую!
1. Создание мотивационного поля
На доске размещены картинки: медведь и пирожки.
- Догадался, какая сказка у нас сегодня в гостях? («Машенька и медведь»). Скажи, чем похожи слова: Маша и Миша? Есть ли в этих словах общий звук? «Ш». Звук «Ш» какой? (Всегда согласный, твердый, глухой). Будем правильно произносить его и помнить, что при произнесении звука «Ш» губы немного округлены и выдвинуты вперед, а язык – «чашечка». Выходящая воздушная струя – теплая.
2. Актуализация
«В одной деревушке, в бревенчатой избушке, у дедушки и бабушки жила – была внучка – Машенька… » (на доске картинки: избушка и Машенька.) .
Артикуляционная гимнастика.
Упражнения:
Утром Машенька проснулась и улыбнулась. («Улыбка».)
(Губы растянуты в улыбке. Видны сомкнутые зубы.)
Поиграла на дудочке, затем опять улыбнулась. («Трубочка»)
(Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед.)
Пошла завтракать.
Взяла ложечку. («Лопаточка») .
(Улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий передний край языка положить на нижнюю губу.)
Взяла чашечку. («Чашечка») .
(Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам, но не касаться их, боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам) .
И достала вкусное варенье. («Вкусное варенье»)
(Слизать широким кончиком языка «варенье» с верхней губы. Нижней губой не помогать) .
Потом она пошла качаться на качелях. («Качели») .
(Рот открыт. Кончик языка поочередно ставить на верхние, затем на нижние зубы.) .
А потом играла в мяч. («Катание шарика»)
(Губы сомкнуты, язык делает круговые движения (как бы вокруг губ) с внутренней стороны рта, сначала в одну, затем в другую сторону) .
«Как-то раз Машенька пошла в лес за ягодами… » (Показываем картинки: Машенька и лес)
- А в лесу ветер поднялся. Как шумят деревья в лесу? (Ш-ш-ш)
(Показ картинки ветер наклоняет деревья)
- Произнеси звук «Ш» четко и длительно: столько, сколько ведешь карандашом по дорожке.
- Что это? (Показывает шишку.)
3. Самостоятельное применение нового знания на практике
Развитие фонематического слуха: слуховая разминка
Это фырка? Это шишка?
Это сыска? Это хыхка?
Это шиска? Это шихка?
Это шишка? Это фыска?
Это фышка? Это хышка?
Это щищка? Это шишка?
- Правильно, это шишка. В лесу ягод видимо-невидимо. Чтобы помочь Маше собрать ягоды, разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Ягодки»
С веток ягоды снимаю левая рука согнута в локте и поднята на
уровень лица. Кисть опущена (пальцы –«ветки»)
правой рукой (пальцы собраны в щепотку)
(снимать ягоды») .
И в лукошко собираю.
Ягод- полное лукошко!
Я попробую немножко.
Я поем еще чуть - чуть положение и движение кистей рук по тексту
Легче будет к дому путь.
Я поем еще малинки.
Сколько ягодок в корзинке?
Раз, два, три, четыре, пять… считать ягоды, нажимая указательным
пальцем на левую ладошку.
Снова будем собирать!
- Помоги Машеньке собрать ягоды.
(Показываем картинку с ягодками, в которых написаны слоги: ША, АШ, ШУ, УШ, ШО, ОШ и т. д.)
- Прочитай слоги на всех ягодках. Если в слоге буква Ш написана в начале, то ягода спелая, раскрась ее кранным карандашом. Если в слоге буква Ш написана в конце, то ягода не спелая, пусть доспевает, раскрась ее зеленым цветом.
- Долго ли, коротко ли шла Машенька. Вдруг видит, стоит избушка. Кто в ней живет? Отгадай.
Упражнение «Доскажи словечко»
Белка с ветки в свой домишко
Перетаскивала шишку.
Белка уронила шишку,
Угодила прямо в (мишку) .
Правильно, в избушке живет медведь (показ картинки: медведь и его избушка) .
Видит Маша, а в доме у Миши беспорядок. Помоги Маше навести порядок в доме.
Автоматизация звука «Ш» в словах.
Дидактическая игра «Подарки».
(Показываю картинки-предметы, в которых есть звук «Ш»)
- Назови правильно все предметы, которые здесь нарисованы (кошка, мишка, мышка, чебурашка, клюшка, матрешка, хлопушка, неваляшка, машина) .
- А в это время мишка возвращается домой.
Физминутка.
Движение по тексту.
Мишка по лесу шагал,
Мишка палку увидал.
Бросил палку к верху мишка.
Падай в шапку с елки шишка!
Шишка хлоп по голове,
Сразу шишек стало две!
Выставляются картинки: Маша, медведь и избушка.
Автоматизация звука «Ш» во фразах.
Дидактическая игра «Что больше? »
- Пришел Мишка домой, а там – чистота и порядок. Все игрушки по местам стоят. Только вот не поймет никак мишка: какая игрушка больше, а какая – меньше. Помоги
Мишке разобраться в этом. Научи его сравнивать по величине.
Например: шкаф больше шкатулки, шкатулка меньше шкафа и т. д.
(Показываю картинки: шкатулка, шкаф, кошка, мышка, лукошко, кадушка, кувшин, кружка, башня, шалаш, шмель, мошка, дедушка, малыш) .
- Машенька сварила вкусную кашу и накормила мишку.
Слушай чистоговорку и повторяй.
Ошка-ошка-ошка – где моя большая ложка.
Ошку-ошку-ошку- дайте мне большую ложку.
Ошку-ошку-ошку – я держать умею ложку.
Ошкой – ошкой – ошкой – буду кашу кушать ложкой.
Ошки-ошки-ошки – не капает каша с ложки.
4. Итог занятия
Нашей Маше пора возвращаться домой. За то, что она такая трудолюбивая и заботливая девочка, мишка проводит ее до дома. Помогая рассказывать сказку, какой звук ты старался правильно произносить в слогах, в словах, в чистоговорках. Мишка предлагает взяться за руки и передать эстафету дружбы.
«Эстафета дружбы»
Взяться за руки и передать, как эстафету, рукопожатие. Начинает педагог: «Я передаю свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маше к Саше и т. д. и наконец снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет».
Дополнительный материал к занятию
1. Картинки с изображением мишек.
- Посмотри внимательно на картинку. Сосчитай всех плюшевых мишек (один плюшевый мишка, два плюшевых мишки и) . Найди такого же плюшевого мишку, как в рамке. Раскрась одинаковых мишек.
Разучи стихотворение:
Маша – малышка
Шила штанишки.
Шила штанишки
Плюшевому мишке.
Хороши, хороши,
Хороши штанишки.
Хороши штанишки.
У плюшевого мишки.
2. Выучи четверостишие:
Мышонку шепчет мышь:
- Ты что, шуршишь, шуршишь?
Мышонок шепчет мыши:
-Шуршать я буду тише.
Просмотров: 736 / Дата: 29.01.2025
Комментариев 0