Логопедический массаж в подготовительной группе
Для чего и в каких случаях он необходим ребенку ?
Немногие мамы, имеющие малышей до года, задумываются о том, правильно ли развивается у ребенка артикуляционный аппарат. И совершенно напрасно!
Развитие речи — одно из важнейших физиологических достижений ребенка первого года жизни. В течение нескольких месяцев малыш постоянно совершенствует свои речевые навыки: гулит, агукает, лепечет. Ребенок 3 месяца уже должен гулить. Когда речевой аппарат карапуза в норме, он постоянно пробует на вкус все новые звуки и сочетания. Если же ребенку исполняется 9 месяцев, а мама все еще не слышит даже простого лепета, то самое время насторожиться и обратиться к врачу.
Опытный педиатр, разумеется, объяснит маме, что волноваться не стоит, потому что все детки разные, и темпы их развития тоже разные. Одни развиваются постепенно так, как положено, а другие долго молчат, для того чтобы потом вдруг хорошо и чисто заговорить. Такие случаи бывают, однако сидеть сложа руки, уповая на то, что это именно ваш вариант не стоит. С ребенком, который имеет небольшую задержку в речевом развитии, нужно обязательно заниматься.
Неотъемлемой частью занятий по развитию речевых навыков малыша может стать логопедический массаж. Чаще всего такой массаж применяется для правильной постановки звуков речи и развития артикуляционного аппарата у детей 5-6 лет, когда подходит время идти в школу, а речь малыша оставляет желать лучшего.
Польза логопедического массажа для детей первого года жизни состоит, во-первых, в оказании положительного эффекта на весь организм, во-вторых, в активизации деятельности нервной системы, что дает мощный толчок к интенсивному развитию речевых навыков. Проводить массаж целесообразно не ранее 9-10 месяца, ребенок 5 месяцев еще не готов к внешнему воздействию на его артикуляционные органы.
Прежде чем начинать делать малышу логопедический массаж, следует посоветоваться со специалистом. Чаще всего логопеды сами проводят сеансы массажа деткам, которым он показан. Такой массаж в основном делается на лице, голове, шее, но также включает язык, губы, щеки и небо ребенка. Поэтому очень важно чтобы логопедический массаж для маленького человечка был проведен профессионально, аккуратно и безболезненно. После сеансов массажа у детей нормализуется тонус мимической и мышечной мускулатуры, улучшается работа мышц артикуляционного аппарата.
Пройдя курс логопедического массажа у специалиста, мама может попытаться делать некоторые простые упражнения, которые на ее глазах проводил логопед, самостоятельно. Например, массаж щечек ребенка мама вполне сможет сделать сама. Его можно осуществлять при помощи шерстяной или махровой варежки или игрушки, главное, массируя круговыми движениями детскую кожу, не повредить ее.
Отличный массажный эффект оказывает пощипывание щечек ребенка и упражнение «поцелуйчик», когда мама пальцами рук сводит губки малыша в «поцелуй». При этом она издает и звук поцелуя «м-м-м» в надежде, что ее чадо скоро его повторит.
Одним из основных массажных приемов является похлопывание. И им не стоит пренебрегать. Если малыш не против, мама может легко похлопывать его пальцами по губкам, щечкам и подбородку. Это упражнение отлично активизирует лицевые мышцы малыша.
Массаж рта, который логопеды проводят специальными приспособлениями или зубными щетками, не каждая мама отважится делать своему ребенку. Для этого нужна смелость, некоторый навык и терпеливый, спокойный ребенок 10 месяцев. В домашних условиях такой массаж можно заменить употреблением твердой пищи или прорезывателем. Они тоже решают задачу разработки органов артикуляционного аппарата.
Своевременно сделанный курс логопедического массажа поможет родителям избавить малыша от такого неприятного диагноза, как «задержка речевого развития». Активизация артикуляционного аппарата в возрасте 9-10 месяцев поможет ребенку легче и органичнее подойти к процессу говорения.
Итак, зачем нужен массаж? Какова его цель?
1) нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной
мускулатуры;
2) уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного
аппарата;
3) снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.);
4) стимуляция проприоцептивных ощущений;
5) увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;
6) активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность;
7) формирование произвольных, координированных движений органов
артикуляции
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ:
Гнойничковые и грибковые заболевания кожи.
• гематомы на массируемом участке тела
• активная форма туберкулеза
• болезни крови и капилляров
• тромбоз сосудов
• острая крапивница, отек Квинке в анамнезе
• онкологические заболевания
• инфекционные раны
• фурункулез
• ОРЗ
• гиперчувствительность
• эпилепсия
• если ребенок недавно перенес ангину, массаж противопоказан после полного выздоровления еще на протяжении 10 дней
Логопедический массаж входит в комплексную медико-педагогическую систему реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми
нарушениями. Массаж используется в логопедической работе с лицами,
у которых диагностированы такие речевые расстройства, как дизартрия,
в том числе и ее стертые формы, ринолалия, заикание, а также нарушения
голоса. В целом массаж применяется в коррекционной педагогической
работе во всех тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц. Массаж проводит логопед, либо массажист, специализирующийся на речевой патологии.
Количество сеансов массажа определяется на этапе диагностики. Количество сеансов варьируется от 10 до 20. Массаж проводится каждый день. Перерыв между первым и последующим курсами составляет 1-3 недели.
Длительность массажа зависит от возраста ребенка, а так же от тяжести речевого нарушения.
Немногие мамы, имеющие малышей до года, задумываются о том, правильно ли развивается у ребенка артикуляционный аппарат. И совершенно напрасно!
Развитие речи — одно из важнейших физиологических достижений ребенка первого года жизни. В течение нескольких месяцев малыш постоянно совершенствует свои речевые навыки: гулит, агукает, лепечет. Ребенок 3 месяца уже должен гулить. Когда речевой аппарат карапуза в норме, он постоянно пробует на вкус все новые звуки и сочетания. Если же ребенку исполняется 9 месяцев, а мама все еще не слышит даже простого лепета, то самое время насторожиться и обратиться к врачу.
Опытный педиатр, разумеется, объяснит маме, что волноваться не стоит, потому что все детки разные, и темпы их развития тоже разные. Одни развиваются постепенно так, как положено, а другие долго молчат, для того чтобы потом вдруг хорошо и чисто заговорить. Такие случаи бывают, однако сидеть сложа руки, уповая на то, что это именно ваш вариант не стоит. С ребенком, который имеет небольшую задержку в речевом развитии, нужно обязательно заниматься.
Неотъемлемой частью занятий по развитию речевых навыков малыша может стать логопедический массаж. Чаще всего такой массаж применяется для правильной постановки звуков речи и развития артикуляционного аппарата у детей 5-6 лет, когда подходит время идти в школу, а речь малыша оставляет желать лучшего.
Польза логопедического массажа для детей первого года жизни состоит, во-первых, в оказании положительного эффекта на весь организм, во-вторых, в активизации деятельности нервной системы, что дает мощный толчок к интенсивному развитию речевых навыков. Проводить массаж целесообразно не ранее 9-10 месяца, ребенок 5 месяцев еще не готов к внешнему воздействию на его артикуляционные органы.
Прежде чем начинать делать малышу логопедический массаж, следует посоветоваться со специалистом. Чаще всего логопеды сами проводят сеансы массажа деткам, которым он показан. Такой массаж в основном делается на лице, голове, шее, но также включает язык, губы, щеки и небо ребенка. Поэтому очень важно чтобы логопедический массаж для маленького человечка был проведен профессионально, аккуратно и безболезненно. После сеансов массажа у детей нормализуется тонус мимической и мышечной мускулатуры, улучшается работа мышц артикуляционного аппарата.
Пройдя курс логопедического массажа у специалиста, мама может попытаться делать некоторые простые упражнения, которые на ее глазах проводил логопед, самостоятельно. Например, массаж щечек ребенка мама вполне сможет сделать сама. Его можно осуществлять при помощи шерстяной или махровой варежки или игрушки, главное, массируя круговыми движениями детскую кожу, не повредить ее.
Отличный массажный эффект оказывает пощипывание щечек ребенка и упражнение «поцелуйчик», когда мама пальцами рук сводит губки малыша в «поцелуй». При этом она издает и звук поцелуя «м-м-м» в надежде, что ее чадо скоро его повторит.
Одним из основных массажных приемов является похлопывание. И им не стоит пренебрегать. Если малыш не против, мама может легко похлопывать его пальцами по губкам, щечкам и подбородку. Это упражнение отлично активизирует лицевые мышцы малыша.
Массаж рта, который логопеды проводят специальными приспособлениями или зубными щетками, не каждая мама отважится делать своему ребенку. Для этого нужна смелость, некоторый навык и терпеливый, спокойный ребенок 10 месяцев. В домашних условиях такой массаж можно заменить употреблением твердой пищи или прорезывателем. Они тоже решают задачу разработки органов артикуляционного аппарата.
Своевременно сделанный курс логопедического массажа поможет родителям избавить малыша от такого неприятного диагноза, как «задержка речевого развития». Активизация артикуляционного аппарата в возрасте 9-10 месяцев поможет ребенку легче и органичнее подойти к процессу говорения.
Итак, зачем нужен массаж? Какова его цель?
1) нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной
мускулатуры;
2) уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного
аппарата;
3) снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.);
4) стимуляция проприоцептивных ощущений;
5) увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;
6) активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность;
7) формирование произвольных, координированных движений органов
артикуляции
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ:
Гнойничковые и грибковые заболевания кожи.
• гематомы на массируемом участке тела
• активная форма туберкулеза
• болезни крови и капилляров
• тромбоз сосудов
• острая крапивница, отек Квинке в анамнезе
• онкологические заболевания
• инфекционные раны
• фурункулез
• ОРЗ
• гиперчувствительность
• эпилепсия
• если ребенок недавно перенес ангину, массаж противопоказан после полного выздоровления еще на протяжении 10 дней
Логопедический массаж входит в комплексную медико-педагогическую систему реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми
нарушениями. Массаж используется в логопедической работе с лицами,
у которых диагностированы такие речевые расстройства, как дизартрия,
в том числе и ее стертые формы, ринолалия, заикание, а также нарушения
голоса. В целом массаж применяется в коррекционной педагогической
работе во всех тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц. Массаж проводит логопед, либо массажист, специализирующийся на речевой патологии.
Количество сеансов массажа определяется на этапе диагностики. Количество сеансов варьируется от 10 до 20. Массаж проводится каждый день. Перерыв между первым и последующим курсами составляет 1-3 недели.
Длительность массажа зависит от возраста ребенка, а так же от тяжести речевого нарушения.
Просмотров: 322 / Дата: 17.06.2025
Комментариев 0