Логопедический массаж для младших дошкольников
Цель: нормализация функций речевого дыхания и моторики артикуляционного аппарата.
Задачи:
1. Постановка диафрагмально-реберного типа дыхания и формирование длительного ротового выдоха.
2. Дифференциация ротового и носового выдоха.
3. Дифференциация короткого и длительного ротового и носового выдоха.
4. Проведение массажа послеоперационного рубца для сглаживания и придания большей эластичности.
5. Активизация мышц артикуляционного аппарата.
6. Дифференциация на слух речевого и неречевого звучания.
Оборудование: медицинский спирт, стерильные салфетки, стерильные медицинские перчатки или напальчники, молоток, дудочка, карандаш.
I. Организационный момент: сейчас мы с тобой будем учится правильно дышать.
II. Упражнения на дыхание (5мин.)
Упражнение 1. «Ладошки»
Исходное положение: встать прямо, поднять ладошки на уровень лица, локти опустить.
Делать короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный через нос или рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить.
Упражнение 2. «Поклон»
Исходное положение: встать прямо, руки опущены.
Слегка наклониться вперед, округлить спину, опустить голову и руки. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхать пол»). Затем, плавно, свободно выдыхая через нос или рот, вернуться в исходное положение.
Упражнение 3. «Кошка»
Исходное положение: встать прямо, кисти рук на уровне пояса, локти чуть согнуты.
Делать легкие, пружинистые приседания, поворачивая туловище то вправо, то влево. При повороте с одновременным коротким шумным вдохом сделать руками «сбрасывающее» движение в сторону (как будто кошка хочет схватить птичку). На выдохе вернуться в исходное положение.
1.1. Широко открыть рот и спокойно подышать носом.
1.2. Закрыть одну ноздрю средним пальцем – вдох. Плавный выдох через другую ноздрю. Попеременно закрывать то левую, то правую ноздрю.
1.3. Вдох через слегка сомкнутые губы, плавный выдох через нос сначала без голоса, затем с голосом (м) .
1.4. Вдох широко открытым ртом, плавный выдох носом (рот не за-
крывать) .
1.5. Вдох носом, плавный выдох ртом (рот широко открыть, язык на нижних зубах – как греют руки) сначала без голоса, затем с голосом (а) .
III. Логопедический массаж (2мин.)
1. Массаж губ: поглаживание, растирание пилением, растягивание верхней/нижней губы, разминание надавливанием.
2. Массаж языка: поглаживание от корня до кончика, круговое растирание боковых краев, кончика, пощипывание боковых краев и кончика, вибрация поколачиванием.
3. Массаж мягкого нёба: продольное поглаживание, круговое растирание.
IV. Артикуляционная гимнастика (5мин.)
1. Для нижней челюсти: рот полуоткрыть — широко открыть — закрыть, имитировать жевание.
2. Для языка: облизывать намазанные сладким губы; провести упражнения «Качели», «Почистим зубки, «Катушечка».
3. Для мягкого нёба: показать, как кашляет бабушка, как зевают.
4. Для губ: Смыкание губ: обычное, плотное, очень плотное.
Медленное втягивание губ: "хоботком” и такое же медленное возвращение в состояние покоя. Круговые вращательные движения губ "хоботком”.
5. Гимнастика щечных мышц: Надувание обеих щек одновременно. Вялый губной выдох (щеки напряжены). Надувание обеих щек одновременно, затем попеременно (правую, левую).
6. Для языка: Положить язык между губами – пошлепать губами по языку – пя-пя-пя. Тянуть кончик языка к носу, к подбородку.
7. Для активизации небной занавески:Глотание: – заглатывание крупными порциями, сначала давать кашу, затем спустя 1–2 недели густую вязкую жидкость (кисель, затем глотание жидкости (воды) маленькими порциями.
V. Развитие фонематического слуха (3мин.)
Игра "Угадай, что стучит? ”
«Выдели звук А из ряда других звуков».
VI. Итоги занятия.
Задачи:
1. Постановка диафрагмально-реберного типа дыхания и формирование длительного ротового выдоха.
2. Дифференциация ротового и носового выдоха.
3. Дифференциация короткого и длительного ротового и носового выдоха.
4. Проведение массажа послеоперационного рубца для сглаживания и придания большей эластичности.
5. Активизация мышц артикуляционного аппарата.
6. Дифференциация на слух речевого и неречевого звучания.
Оборудование: медицинский спирт, стерильные салфетки, стерильные медицинские перчатки или напальчники, молоток, дудочка, карандаш.
I. Организационный момент: сейчас мы с тобой будем учится правильно дышать.
II. Упражнения на дыхание (5мин.)
Упражнение 1. «Ладошки»
Исходное положение: встать прямо, поднять ладошки на уровень лица, локти опустить.
Делать короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный через нос или рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить.
Упражнение 2. «Поклон»
Исходное положение: встать прямо, руки опущены.
Слегка наклониться вперед, округлить спину, опустить голову и руки. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхать пол»). Затем, плавно, свободно выдыхая через нос или рот, вернуться в исходное положение.
Упражнение 3. «Кошка»
Исходное положение: встать прямо, кисти рук на уровне пояса, локти чуть согнуты.
Делать легкие, пружинистые приседания, поворачивая туловище то вправо, то влево. При повороте с одновременным коротким шумным вдохом сделать руками «сбрасывающее» движение в сторону (как будто кошка хочет схватить птичку). На выдохе вернуться в исходное положение.
1.1. Широко открыть рот и спокойно подышать носом.
1.2. Закрыть одну ноздрю средним пальцем – вдох. Плавный выдох через другую ноздрю. Попеременно закрывать то левую, то правую ноздрю.
1.3. Вдох через слегка сомкнутые губы, плавный выдох через нос сначала без голоса, затем с голосом (м) .
1.4. Вдох широко открытым ртом, плавный выдох носом (рот не за-
крывать) .
1.5. Вдох носом, плавный выдох ртом (рот широко открыть, язык на нижних зубах – как греют руки) сначала без голоса, затем с голосом (а) .
III. Логопедический массаж (2мин.)
1. Массаж губ: поглаживание, растирание пилением, растягивание верхней/нижней губы, разминание надавливанием.
2. Массаж языка: поглаживание от корня до кончика, круговое растирание боковых краев, кончика, пощипывание боковых краев и кончика, вибрация поколачиванием.
3. Массаж мягкого нёба: продольное поглаживание, круговое растирание.
IV. Артикуляционная гимнастика (5мин.)
1. Для нижней челюсти: рот полуоткрыть — широко открыть — закрыть, имитировать жевание.
2. Для языка: облизывать намазанные сладким губы; провести упражнения «Качели», «Почистим зубки, «Катушечка».
3. Для мягкого нёба: показать, как кашляет бабушка, как зевают.
4. Для губ: Смыкание губ: обычное, плотное, очень плотное.
Медленное втягивание губ: "хоботком” и такое же медленное возвращение в состояние покоя. Круговые вращательные движения губ "хоботком”.
5. Гимнастика щечных мышц: Надувание обеих щек одновременно. Вялый губной выдох (щеки напряжены). Надувание обеих щек одновременно, затем попеременно (правую, левую).
6. Для языка: Положить язык между губами – пошлепать губами по языку – пя-пя-пя. Тянуть кончик языка к носу, к подбородку.
7. Для активизации небной занавески:Глотание: – заглатывание крупными порциями, сначала давать кашу, затем спустя 1–2 недели густую вязкую жидкость (кисель, затем глотание жидкости (воды) маленькими порциями.
V. Развитие фонематического слуха (3мин.)
Игра "Угадай, что стучит? ”
«Выдели звук А из ряда других звуков».
VI. Итоги занятия.
Просмотров: 304 / Дата: 16.06.2025
Комментариев 0