Логопедический массаж для детей 3-4 лет
Расслабление лицевой и губной мускулатуры методом разглаживания.
В направлении от середины лба к вискам.
От бровей к волосистой части головы.
От линии лба вниз через все лицо к шее.
От мочек уха по щекам к крыльям носа.
По верхней губе от угла рта к середине.
По нижней губе от угла рта к середине.
Движения повторяются 5-7 раз, по времени массаж не превышает 3-х минут, проводится ежедневно.
Расслабление языка и его корня.
Точечный массаж подчелюстной ямки, который проводится в течение 15 секунд вибрирующими движениями указательным пальцем под нижней челюстью.
Вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти – 15 секунд.
Легкое похлопывание, поглаживание, вибрация языка в течение 15 секунд деревянным шпателем, который накладывается на кончик языка.
Каждый прием проводится по 3 раза ежедневно.
Расслабление оральной мускулатуры.
Достигается легкими постукиваниями, поглаживаниями мышц лба, щек, шеи, губ, языка.
Движение проводится двумя руками в направлении от периферии к центру по 6-8 раз, несколько раз в день.
Расслабление губ при гипертонусе губ.
Поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ.
Поглаживание верхней губы и нижней губы от уголков к центру.
Постукивание губ.
Точечный массаж губ (по 3-8 раз несколько раз в день).
Расслабление мышц шеи.
Правая рука логопеда подкладывается под голову ребенка и медленными плавными движениями поворачивает голову в одну и другую сторону, покачивает вперед 3-5 раз. Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка.
При выраженной вялости оральной мускулатуры проводят специальные приемы массажа, направленные на укрепление мышц этой зоны. Укрепление лицевой и языковой мускулатуры проводится путем поглаживания, растягивания, глубокого разминания, вибрации. Массаж начинается с легкого поглаживания, по направлению от середины линии к ушам к периферии.
Укрепление лицевой мускулатуры (2-мя руками).
Поглаживания лба от середины к вискам.
Поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к углам.
Разминание скуловой и щечной мышцы, поместив указательный и средний пальцы обеих рук нижней части и виска спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам к подбородку. После 4-5 движений сила движений нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными и не вызывают отрицательных реакций ребенка. Движения повторяются 8-10 раз несколько раз в день.
Укрепление губной мускулатуры при гипотонусе.
С этой целью производится поглаживание, растирание, разминание, вибрация губ.
От середины верхней губы к углам.
От середины нижней губы к углам.
Поглаживание носогубных складок к крыльям носа.
Пощипывание губ (по 8-10 раз ежедневно о 2-3 раза).
VIII. Укрепление язычной мускулатуры (с помощью деревянного шпателя)
Продольные мышцы языка массируют путем поглаживания его от средней части к кончику.
Вертикальные мышцы укрепляются с помощью ритмичного надавливания на язык.
На поперечные мышцы воздействуют посредством поглаживания из стороны в сторону.
Движения 1, 2, 3 повторяются 4-6 раз. Легкие вибрирующие движения передаваемые языку через штапель, в течение 5-10 секунд, способствуют активации мышц языка.
Точечный массаж при гиперкинезах.
Перекрестный точечный массаж в области губ.
Указательный палец левой руки помещается в область середины левой носогубной складки, а указательный палец правой руки под углом справа. Производят одновременно вращательные движения указательными пальцами в указанных точках. Затем указательный палец правой руки помещается на правую носогубную складку, а левой руки под углом слева, и производят те же движения.
Указательный палец левой руки помещается в области середины носогубной складки слева, правой руки под углом нижней челюсти справа. Производят вращательные движения в этих точках. Затем движения проводят на противоположной стороне.
Указательный палец левой руки располагается в той же точке, что и при 1, 2 пункта или же в точке под углом слева, а указательный палец правой руки фиксируется в точке под сосцевидным отростком под ухом. Установив пальцы в данных точках, проводят глубокий точечный массаж, затем это упражнение проводят на противоположной стороне.
При резко выраженных гиперкинезах используют следующие точки: если палец левой руки фиксируется в зоне носогубной складки, ил под углом слева, то палец правой руки занимает точку под внутренним углом правой лопатки, и также осуществляются вращательные движения в данных точках. Затем эти упражнения повторяются в противоположной стороне.
При стойких гиперкинезах используют точки, находящиеся под коленкой и точку, находящаяся в области одной из носогубных складок, где тоже делают точечный массаж. Эти упражнения не должны вызывать у ребенка чувства болезненности, неудобства, дискомфорта.
Эти приемы проводятся 3-4 раза, подбираются строго индивидуально, так как неправильно выполненный массаж может только увеличить гиперкенезы. Точечный массаж производится ежедневно.
В направлении от середины лба к вискам.
От бровей к волосистой части головы.
От линии лба вниз через все лицо к шее.
От мочек уха по щекам к крыльям носа.
По верхней губе от угла рта к середине.
По нижней губе от угла рта к середине.
Движения повторяются 5-7 раз, по времени массаж не превышает 3-х минут, проводится ежедневно.
Расслабление языка и его корня.
Точечный массаж подчелюстной ямки, который проводится в течение 15 секунд вибрирующими движениями указательным пальцем под нижней челюстью.
Вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти – 15 секунд.
Легкое похлопывание, поглаживание, вибрация языка в течение 15 секунд деревянным шпателем, который накладывается на кончик языка.
Каждый прием проводится по 3 раза ежедневно.
Расслабление оральной мускулатуры.
Достигается легкими постукиваниями, поглаживаниями мышц лба, щек, шеи, губ, языка.
Движение проводится двумя руками в направлении от периферии к центру по 6-8 раз, несколько раз в день.
Расслабление губ при гипертонусе губ.
Поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ.
Поглаживание верхней губы и нижней губы от уголков к центру.
Постукивание губ.
Точечный массаж губ (по 3-8 раз несколько раз в день).
Расслабление мышц шеи.
Правая рука логопеда подкладывается под голову ребенка и медленными плавными движениями поворачивает голову в одну и другую сторону, покачивает вперед 3-5 раз. Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка.
При выраженной вялости оральной мускулатуры проводят специальные приемы массажа, направленные на укрепление мышц этой зоны. Укрепление лицевой и языковой мускулатуры проводится путем поглаживания, растягивания, глубокого разминания, вибрации. Массаж начинается с легкого поглаживания, по направлению от середины линии к ушам к периферии.
Укрепление лицевой мускулатуры (2-мя руками).
Поглаживания лба от середины к вискам.
Поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к углам.
Разминание скуловой и щечной мышцы, поместив указательный и средний пальцы обеих рук нижней части и виска спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам к подбородку. После 4-5 движений сила движений нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными и не вызывают отрицательных реакций ребенка. Движения повторяются 8-10 раз несколько раз в день.
Укрепление губной мускулатуры при гипотонусе.
С этой целью производится поглаживание, растирание, разминание, вибрация губ.
От середины верхней губы к углам.
От середины нижней губы к углам.
Поглаживание носогубных складок к крыльям носа.
Пощипывание губ (по 8-10 раз ежедневно о 2-3 раза).
VIII. Укрепление язычной мускулатуры (с помощью деревянного шпателя)
Продольные мышцы языка массируют путем поглаживания его от средней части к кончику.
Вертикальные мышцы укрепляются с помощью ритмичного надавливания на язык.
На поперечные мышцы воздействуют посредством поглаживания из стороны в сторону.
Движения 1, 2, 3 повторяются 4-6 раз. Легкие вибрирующие движения передаваемые языку через штапель, в течение 5-10 секунд, способствуют активации мышц языка.
Точечный массаж при гиперкинезах.
Перекрестный точечный массаж в области губ.
Указательный палец левой руки помещается в область середины левой носогубной складки, а указательный палец правой руки под углом справа. Производят одновременно вращательные движения указательными пальцами в указанных точках. Затем указательный палец правой руки помещается на правую носогубную складку, а левой руки под углом слева, и производят те же движения.
Указательный палец левой руки помещается в области середины носогубной складки слева, правой руки под углом нижней челюсти справа. Производят вращательные движения в этих точках. Затем движения проводят на противоположной стороне.
Указательный палец левой руки располагается в той же точке, что и при 1, 2 пункта или же в точке под углом слева, а указательный палец правой руки фиксируется в точке под сосцевидным отростком под ухом. Установив пальцы в данных точках, проводят глубокий точечный массаж, затем это упражнение проводят на противоположной стороне.
При резко выраженных гиперкинезах используют следующие точки: если палец левой руки фиксируется в зоне носогубной складки, ил под углом слева, то палец правой руки занимает точку под внутренним углом правой лопатки, и также осуществляются вращательные движения в данных точках. Затем эти упражнения повторяются в противоположной стороне.
При стойких гиперкинезах используют точки, находящиеся под коленкой и точку, находящаяся в области одной из носогубных складок, где тоже делают точечный массаж. Эти упражнения не должны вызывать у ребенка чувства болезненности, неудобства, дискомфорта.
Эти приемы проводятся 3-4 раза, подбираются строго индивидуально, так как неправильно выполненный массаж может только увеличить гиперкенезы. Точечный массаж производится ежедневно.
Просмотров: 559 / Дата: 17.06.2025
Комментариев 0