Логопедическая ритмика для детей с нарушением речи
В последние годы резко возросло количество детей с речевыми проблемами. В то же время в России отмечается недостаток подготовленных специалистов — логопедов. Как же быть детям, которым недоступна логопедическая помощь? Речь пойдет о методе логоритмика, который основан на синтезе музыки, слова и движении.
“Если вы не видите немедленного результата – хорошего или плохого, - будьте терпеливы и наблюдайте». Дипак Чопра.
Аннотация
В последние годы резко возросло количество детей с речевыми проблемами. В то же время в России отмечается недостаток подготовленных специалистов — логопедов. Как же быть детям, которым недоступна логопедическая помощь? В нашей школе, к сожалению многих, и учителей, и прежде всего родителей, нет учителя-логопеда. Имея 14-летний стажем учителя музыки, закончив факультет социальной и коррекционной педагогики, и получив специальность учитель-логопед, решила помочь детям, имеющим речевые патологии. Более 40 % первоклассников, приходя сегодня в школу, имеют различные речевые проблемы. Это чаще всего, общее недоразвитие речи, включающее в себя различные недостатки: звукопроизношения, нарушения звуко-слоговой структуры речи, интонационной выразительности. В результате, у ребенка начинает страдать просодическая сторона речи, т.е. сила голоса, его тембр и выразительность. Нарушения голоса характеризуются его слабостью, хриплостью, монотонностью, сдавленностью, назализованностью. Они влияют на разборчивость, внятность, эмоциональную выразительность и семантическую структуру речи ребенка. Все эти проблемы, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития “ребенок-подросток-взрослый”, т.е. ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Основная цель в работе с такими детьми – сформировать их речь яркой, выразительной, эмоциональнойв частности недостатки звукопроизношения и просодической стороны речи (интонационно-выразительной).
Происходящий на наших глазах процесс реформирования общественной жизни затронул, в частности, систему музыкального образования, в рамках которой, наряду с традиционными формами обучения и широко распространенными методическими приемами, все большую роль приобретают альтернативные формы обучения. Изучив труды великих логопедов, музыкотерапевтов, учителей-логопедов, применяющих в своей коррекционной работе нетрадиционные методы, я решила остановиться на нетрадиционном методе музыкальной терапии – логоритмики. В поисках подхода к организации логоритмических занятий, я опиралась на рекомендации авторов логопедических методик последних лет.
Логоритмика – это упражнения на координацию слова с движением. Цель логоритмических занятий - преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Таким образом, воздействие логоритмических музыкальных занятий, , действительно помогает ребенку с речевыми недостатками, и в этом заключается актуальность данной работы.
Введение
То, что музыка благотворно действует не только на душу, но и на тело, заметили еще в древности. Музыка как один из видов искусства оказывает огромное эмоциональное воздействие на человека, воспринимающего ее. Она находится на высшей ступени эстетических ценностей, которые по своему чувственному выражению наиболее близки естественному восприятию человека.
Еще одним специфическим свойством музыкального искусства является способность свободно, непосредственно, ненавязчиво и вместе с тем очень сильно воздействовать на личность. Без какой-либо преднамеренности и внешних искусственных вмешательств музыка может вызвать глубокие реакции слушателя.
Музыкальное искусство влияет не только на эмоциональное и эстетическое восприятие, но и на области познания, эстетического чувства и поведения человека. Своим непрямым, невербальным характером музыкальное искусство воздействует как мощный стимул коммуникации и интеграции.
Музыкой лечили нервно-психические болезни, в средние века пытались использовать ее как наркоз. Но все эти эксперименты проводились с взрослыми. Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно, занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга. Музыкой можно изменять развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других.
Различные исследования доказали, что мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на его организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют артериальное давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит. Раздражающая музыка дает прямо противоположный эффект.
Музыкальная терапия является своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе методик и учебной дисциплиной. Первое понимание музыкотерапии основано на сочетании слова, музыки, умиротворения и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преодолением одного из них или связи между ними.
Второе понимание музыкотерапии обуславливает включение ее в любую реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения людей с различными аномалиями развития и нарушения речи.
Одним из таких методов музыкотерапии, является метод - логоритмика. Занятия по логоритмике, строятся на дидактических и специфических принципах. Они связаны между собой и определяют единство воспитания, развития и коррекции функциональных систем детей с речевыми расстройствами.
Известно, что у значительной части детей, с речевыми нарушениями, имеются нарушения слухового восприятия и эмоционально-волевой сферы. Музыка, как наиболее доступный детскому восприятию вид искусства, способна не только привлекать внимание детей, заинтересовать и доставлять удовольствие, возбуждать эстетическую эмоцию, но и значительно обогатить, эмоционально окрасить даже самые первоначальные представления ребенка о сложном материальном и социальном мире, который его окружает.
Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии правильно подобранных приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь. Таким образом, музыка, музыкальное воздействие может оказать большую помощь в коррекционной работе.
В силу многих обстоятельств в течение всего периода обучения голос ребенка непрерывно изменяется во всех основных качествах: по звуковысоте, силе, тембру, диапазону, продолжительности звучания в регистрах.
Объектом изучения являются применение метода логоритмика в работе с детьми над преодолением нарушений речи. Предметом изучения является влияние логоритмических занятий на коррекционную работу с детьми с нарушениями речи.
Цель нашей работы: изучить влияние логоритмических занятий на речь детей в процессе работы музыкального кружка «Веселая логоритмика».
Несколько лет назад, при написании дипломного проекта, мною была проведена исследовательская работа в школе. Был создан кружок «Веселая логоритмика» для группы детей первого класса. Применение логоритмики в нашей школе было вызвано рядом особенностей недоразвития речи: двуязычие в семье, нарушение звуко-слоговой структуры слова, нарушения в произносительной стороне, в просодической стороне (интонация), нарушения темпа речи, невыразительность речи и т.д.
Занятия проходили по 40 минут 2 раза в неделю. При подборе приемов, материала, методик я изучила большое количество литературы. Мне необходимо было найти что-то близкое и понятное детям, тем не менее, упражнения должны были давать результат и воздействовать на все психические процессы, а особенно на речь.
Наш кружок включал в себя следующие виды деятельности:
Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Эти упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Работа над голосом позволяет его более выразительным, воспитывать основные качества голоса - силу и высоту, а так же оказывает профилактическое действие. Музыкальным материалом для данного вида деятельности служат дразнилки, стихи, простые рифмы, заклички, прибаутки. С удовольствием дети участвовали в конкурсе «мыльных пузырей».
Пение и движение под музыку так же улучшает дикцию и координирует слух и голос. Игры с вокальным исполнением способствуют развитию фонетико-фонематического слуха. На данном этапе уделялось внимание формированию певческих навыков: чистоте интонирования, дыханию, дикции, правильному звукопроизношению.
Следующие очень любимы детьми - это ритмические упражнения. У детей, имеющих речевую патологию, часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма, проявляющиеся в затруднениях воспроизведения слов. Работа со словом, ритмизация текстов, речевая основа которых - простые рифмы, имена, считалки, дразнилки, поговорки и т. д.. С помощью данных приемов данной системы, воспитывается чувство ритма и тембрового слуха, развитие координации, реакции.
Речевая декламация. Ритм имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Ритмические упражнения, различные типы движения развивают, таким образом, и эмоциональную сферу. Очень важным элементом являются именно игровые методы работы с детьми. В процессе игры легко естественно вырабатываются навыки согласованных действий, концентрируется внимание, дети легко ориентируются в пространстве и происходит все это очень естественно, без всякого давления на ребенка, который не испытывает при этом никаких психологических затруднений.
Игра на элементарных музыкальных детских инструментах – любимый детьми вид деятельности. Интерес детей к инструментам неиссякаем. Постепенно обновляя свою копилку музыкальных инструментов, могу сказать, что их хватает даже на 2 группы, но на класс – нет. Выход найден, мы их изготавливаем с помощью родителей, в ход идут и скорлупки, и коробочки от киндер-сюрпризов, и крышечки от пластиковых бутылочек, баночки с крупами и т.д. Детей очень радует, что они могут сами извлекать красивые звуки. Игра на музыкальных инструментах, это отличное средство для решения таких коррекционных задач:
развитие внимания и памяти, так как каждому ребенку, играющему в ансамбле они необходимы, чтобы вовремя вступить и правильно сыграть свою партию;
развитие координации движений при игре на таких инструментах, как бубен, барабан, металлофон, маракасы;
развитие мелкой моторики пальцев рук при игре на пианино, металлофонах, бубенцах, колокольчиках, треугольниках и т.д.;
развитие фонематического слуха в музыкально – дидактических играх («Отгадай инструмент, сыграй как я!»); 5) формирование чувства музыкального ритма, метра и темпа. Большое значение придавала именно национальной основе музыкального воспитания, использованию родных ребенку мотивов и звуков. Именно фольклор русского народа в качестве музыкального материала подходит боле всего, в ход идут хороводы, элементарные танцевальные узоры, инструменты – ложки.
Также дети с удовольствием принимали участие в театрализации песен, сказок, украшенных выразительной мимикой, жестами, актерским исполнением. Данный прием развивает творческое воображение, фантазию и доставляет огромное удовольствие. Это опять-таки материал из русского фольклора, песни с ярко выраженным игровым началом, разыгрыванием сюжета, танцем, пляской, шуткой.
Слушание музыки. Задачи на данном этапе таковы: развитие музыкального восприятия, умение грамотно высказывать свое мнение о прослушанном произведении. Во время прослушивания, при необходимости, ставились задачи перед детьми: подобрать необходимый музыкальный инструмент, передавать ритм произведения игрой на них, уметь найти заданную учителем тему в прослушиваемом произведении.
Применение приемов логоритмики на кружке «Веселая логоритмика», способствовала улучшению общего эмоционального состояния детей, улучшению исполнения качества движений: выразительности, координации, ритмичности, плавности., координации и развитию ощущений, восприятий, представлений. Стимуляции речевой функции, нормализации просодической стороны речи, (темп, тембр, ритм, выразительность интонации). Ребята, занимающиеся в данном кружке, уже ко второму полугодию имели положительные результаты: у многих улучшилось звукопроизношение, дети, имеющие нарушения в звуко-слоговой структуре слова, не испытывали трудностей даже при письме. Речь детей стала более выразительной и эмоциональной, словарный запас увеличился, а главное они не чувствовали внутреннего, психологического дискомфорта по причине какого- либо речевого недостатка. Дети принимали активное участие в общешкольных мероприятиях и с большим удовольствием демонстрировали свои достижения выступлениями на школьных праздниках. «Веселая логоритмика» существует, и по сей день, каждый год ее ряды пополняют новые ребята, родители которых, заинтересованы в том, чтобы речь их ребенка была яркой, чистой и не имела никаких недостатков.
Библиография
Агапова. И.А.Давыдова. М.А. «30 музыкальных занятий» (для начальной школы) г. Москва, 2002.
Бабушкина. Р.Л., Кислякова. О.М. Логопедическая ритмика. Методика работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи. С.-Петербург, 2005.
Блинова. М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности М. 1974г.
Бондаренко. А.А. Работа над дикцией. // Начальная школа. – 1987. №1.
Брусиловский А.С. Музыкотерапия. Ташкент. 1985г.
Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. Москва. 2002г.
Грушевская. М.С. Недоразвитие речи у младших школьников и его преодоление. Алма-Ата. 1989г.
Ефименкова. Л.М. Коррекция звуков речи у детей. Москва. Просвещение. 1987г.
Кацер О.В. Значение голосовых упражнений в развитии ребенка. // Музыкальная палитра №1. 2003г.
Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб 2002г.
Коротаева. С. «Голосовые игры». Музыкальная палитра. №2. 2003г.
Кривенко. В.В., Лисовенко. Г. С. Нетрадиционные методы диагностики и терапии. Киев. 1987г.
Кустов В. Здоровьетворящее искусство. // Народное образование. – 2002г. №2.
Лизунова. С.В. Веселая логоритмика. // Музыкальная палитра. 2005г. №2.
Матвеева С. «Музыка лечит». // Здоровье детей. №12. 2003г.
Петрушин. В.И. «Музыкальная психотерапия» Москва. 2000г.
Повалева М.А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике. Ростов-наДону., 1997г.
Салахова И. «Развитие звуковой стороны речи у ребенка». М. 1973г.
Селивестров. В.И. Игры в логопедической работе. Москва. 1987г.
Тютюнникова.Т.Э. Речевые игры. // Музыкальная палитра. 2004г. №2.
Швайко. Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М. 1998г.
Щербакова. Н.В. Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи. // Музыкальный руководитель. 2005г. №2.
Щербакова. Н.В. Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи. // Музыкальный руководитель. 2005г. №3.
Щербакова. Н.В. Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи. // Музыкальный руководитель. 2005г. №4.
Ястребова. А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. Москва. 1978г.
“Если вы не видите немедленного результата – хорошего или плохого, - будьте терпеливы и наблюдайте». Дипак Чопра.
Аннотация
В последние годы резко возросло количество детей с речевыми проблемами. В то же время в России отмечается недостаток подготовленных специалистов — логопедов. Как же быть детям, которым недоступна логопедическая помощь? В нашей школе, к сожалению многих, и учителей, и прежде всего родителей, нет учителя-логопеда. Имея 14-летний стажем учителя музыки, закончив факультет социальной и коррекционной педагогики, и получив специальность учитель-логопед, решила помочь детям, имеющим речевые патологии. Более 40 % первоклассников, приходя сегодня в школу, имеют различные речевые проблемы. Это чаще всего, общее недоразвитие речи, включающее в себя различные недостатки: звукопроизношения, нарушения звуко-слоговой структуры речи, интонационной выразительности. В результате, у ребенка начинает страдать просодическая сторона речи, т.е. сила голоса, его тембр и выразительность. Нарушения голоса характеризуются его слабостью, хриплостью, монотонностью, сдавленностью, назализованностью. Они влияют на разборчивость, внятность, эмоциональную выразительность и семантическую структуру речи ребенка. Все эти проблемы, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития “ребенок-подросток-взрослый”, т.е. ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Основная цель в работе с такими детьми – сформировать их речь яркой, выразительной, эмоциональнойв частности недостатки звукопроизношения и просодической стороны речи (интонационно-выразительной).
Происходящий на наших глазах процесс реформирования общественной жизни затронул, в частности, систему музыкального образования, в рамках которой, наряду с традиционными формами обучения и широко распространенными методическими приемами, все большую роль приобретают альтернативные формы обучения. Изучив труды великих логопедов, музыкотерапевтов, учителей-логопедов, применяющих в своей коррекционной работе нетрадиционные методы, я решила остановиться на нетрадиционном методе музыкальной терапии – логоритмики. В поисках подхода к организации логоритмических занятий, я опиралась на рекомендации авторов логопедических методик последних лет.
Логоритмика – это упражнения на координацию слова с движением. Цель логоритмических занятий - преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Таким образом, воздействие логоритмических музыкальных занятий, , действительно помогает ребенку с речевыми недостатками, и в этом заключается актуальность данной работы.
Введение
То, что музыка благотворно действует не только на душу, но и на тело, заметили еще в древности. Музыка как один из видов искусства оказывает огромное эмоциональное воздействие на человека, воспринимающего ее. Она находится на высшей ступени эстетических ценностей, которые по своему чувственному выражению наиболее близки естественному восприятию человека.
Еще одним специфическим свойством музыкального искусства является способность свободно, непосредственно, ненавязчиво и вместе с тем очень сильно воздействовать на личность. Без какой-либо преднамеренности и внешних искусственных вмешательств музыка может вызвать глубокие реакции слушателя.
Музыкальное искусство влияет не только на эмоциональное и эстетическое восприятие, но и на области познания, эстетического чувства и поведения человека. Своим непрямым, невербальным характером музыкальное искусство воздействует как мощный стимул коммуникации и интеграции.
Музыкой лечили нервно-психические болезни, в средние века пытались использовать ее как наркоз. Но все эти эксперименты проводились с взрослыми. Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно, занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга. Музыкой можно изменять развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других.
Различные исследования доказали, что мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на его организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют артериальное давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит. Раздражающая музыка дает прямо противоположный эффект.
Музыкальная терапия является своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе методик и учебной дисциплиной. Первое понимание музыкотерапии основано на сочетании слова, музыки, умиротворения и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преодолением одного из них или связи между ними.
Второе понимание музыкотерапии обуславливает включение ее в любую реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения людей с различными аномалиями развития и нарушения речи.
Одним из таких методов музыкотерапии, является метод - логоритмика. Занятия по логоритмике, строятся на дидактических и специфических принципах. Они связаны между собой и определяют единство воспитания, развития и коррекции функциональных систем детей с речевыми расстройствами.
Известно, что у значительной части детей, с речевыми нарушениями, имеются нарушения слухового восприятия и эмоционально-волевой сферы. Музыка, как наиболее доступный детскому восприятию вид искусства, способна не только привлекать внимание детей, заинтересовать и доставлять удовольствие, возбуждать эстетическую эмоцию, но и значительно обогатить, эмоционально окрасить даже самые первоначальные представления ребенка о сложном материальном и социальном мире, который его окружает.
Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии правильно подобранных приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь. Таким образом, музыка, музыкальное воздействие может оказать большую помощь в коррекционной работе.
В силу многих обстоятельств в течение всего периода обучения голос ребенка непрерывно изменяется во всех основных качествах: по звуковысоте, силе, тембру, диапазону, продолжительности звучания в регистрах.
Объектом изучения являются применение метода логоритмика в работе с детьми над преодолением нарушений речи. Предметом изучения является влияние логоритмических занятий на коррекционную работу с детьми с нарушениями речи.
Цель нашей работы: изучить влияние логоритмических занятий на речь детей в процессе работы музыкального кружка «Веселая логоритмика».
Несколько лет назад, при написании дипломного проекта, мною была проведена исследовательская работа в школе. Был создан кружок «Веселая логоритмика» для группы детей первого класса. Применение логоритмики в нашей школе было вызвано рядом особенностей недоразвития речи: двуязычие в семье, нарушение звуко-слоговой структуры слова, нарушения в произносительной стороне, в просодической стороне (интонация), нарушения темпа речи, невыразительность речи и т.д.
Занятия проходили по 40 минут 2 раза в неделю. При подборе приемов, материала, методик я изучила большое количество литературы. Мне необходимо было найти что-то близкое и понятное детям, тем не менее, упражнения должны были давать результат и воздействовать на все психические процессы, а особенно на речь.
Наш кружок включал в себя следующие виды деятельности:
Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Эти упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Работа над голосом позволяет его более выразительным, воспитывать основные качества голоса - силу и высоту, а так же оказывает профилактическое действие. Музыкальным материалом для данного вида деятельности служат дразнилки, стихи, простые рифмы, заклички, прибаутки. С удовольствием дети участвовали в конкурсе «мыльных пузырей».
Пение и движение под музыку так же улучшает дикцию и координирует слух и голос. Игры с вокальным исполнением способствуют развитию фонетико-фонематического слуха. На данном этапе уделялось внимание формированию певческих навыков: чистоте интонирования, дыханию, дикции, правильному звукопроизношению.
Следующие очень любимы детьми - это ритмические упражнения. У детей, имеющих речевую патологию, часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма, проявляющиеся в затруднениях воспроизведения слов. Работа со словом, ритмизация текстов, речевая основа которых - простые рифмы, имена, считалки, дразнилки, поговорки и т. д.. С помощью данных приемов данной системы, воспитывается чувство ритма и тембрового слуха, развитие координации, реакции.
Речевая декламация. Ритм имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Ритмические упражнения, различные типы движения развивают, таким образом, и эмоциональную сферу. Очень важным элементом являются именно игровые методы работы с детьми. В процессе игры легко естественно вырабатываются навыки согласованных действий, концентрируется внимание, дети легко ориентируются в пространстве и происходит все это очень естественно, без всякого давления на ребенка, который не испытывает при этом никаких психологических затруднений.
Игра на элементарных музыкальных детских инструментах – любимый детьми вид деятельности. Интерес детей к инструментам неиссякаем. Постепенно обновляя свою копилку музыкальных инструментов, могу сказать, что их хватает даже на 2 группы, но на класс – нет. Выход найден, мы их изготавливаем с помощью родителей, в ход идут и скорлупки, и коробочки от киндер-сюрпризов, и крышечки от пластиковых бутылочек, баночки с крупами и т.д. Детей очень радует, что они могут сами извлекать красивые звуки. Игра на музыкальных инструментах, это отличное средство для решения таких коррекционных задач:
развитие внимания и памяти, так как каждому ребенку, играющему в ансамбле они необходимы, чтобы вовремя вступить и правильно сыграть свою партию;
развитие координации движений при игре на таких инструментах, как бубен, барабан, металлофон, маракасы;
развитие мелкой моторики пальцев рук при игре на пианино, металлофонах, бубенцах, колокольчиках, треугольниках и т.д.;
развитие фонематического слуха в музыкально – дидактических играх («Отгадай инструмент, сыграй как я!»); 5) формирование чувства музыкального ритма, метра и темпа. Большое значение придавала именно национальной основе музыкального воспитания, использованию родных ребенку мотивов и звуков. Именно фольклор русского народа в качестве музыкального материала подходит боле всего, в ход идут хороводы, элементарные танцевальные узоры, инструменты – ложки.
Также дети с удовольствием принимали участие в театрализации песен, сказок, украшенных выразительной мимикой, жестами, актерским исполнением. Данный прием развивает творческое воображение, фантазию и доставляет огромное удовольствие. Это опять-таки материал из русского фольклора, песни с ярко выраженным игровым началом, разыгрыванием сюжета, танцем, пляской, шуткой.
Слушание музыки. Задачи на данном этапе таковы: развитие музыкального восприятия, умение грамотно высказывать свое мнение о прослушанном произведении. Во время прослушивания, при необходимости, ставились задачи перед детьми: подобрать необходимый музыкальный инструмент, передавать ритм произведения игрой на них, уметь найти заданную учителем тему в прослушиваемом произведении.
Применение приемов логоритмики на кружке «Веселая логоритмика», способствовала улучшению общего эмоционального состояния детей, улучшению исполнения качества движений: выразительности, координации, ритмичности, плавности., координации и развитию ощущений, восприятий, представлений. Стимуляции речевой функции, нормализации просодической стороны речи, (темп, тембр, ритм, выразительность интонации). Ребята, занимающиеся в данном кружке, уже ко второму полугодию имели положительные результаты: у многих улучшилось звукопроизношение, дети, имеющие нарушения в звуко-слоговой структуре слова, не испытывали трудностей даже при письме. Речь детей стала более выразительной и эмоциональной, словарный запас увеличился, а главное они не чувствовали внутреннего, психологического дискомфорта по причине какого- либо речевого недостатка. Дети принимали активное участие в общешкольных мероприятиях и с большим удовольствием демонстрировали свои достижения выступлениями на школьных праздниках. «Веселая логоритмика» существует, и по сей день, каждый год ее ряды пополняют новые ребята, родители которых, заинтересованы в том, чтобы речь их ребенка была яркой, чистой и не имела никаких недостатков.
Библиография
Агапова. И.А.Давыдова. М.А. «30 музыкальных занятий» (для начальной школы) г. Москва, 2002.
Бабушкина. Р.Л., Кислякова. О.М. Логопедическая ритмика. Методика работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи. С.-Петербург, 2005.
Блинова. М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности М. 1974г.
Бондаренко. А.А. Работа над дикцией. // Начальная школа. – 1987. №1.
Брусиловский А.С. Музыкотерапия. Ташкент. 1985г.
Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. Москва. 2002г.
Грушевская. М.С. Недоразвитие речи у младших школьников и его преодоление. Алма-Ата. 1989г.
Ефименкова. Л.М. Коррекция звуков речи у детей. Москва. Просвещение. 1987г.
Кацер О.В. Значение голосовых упражнений в развитии ребенка. // Музыкальная палитра №1. 2003г.
Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб 2002г.
Коротаева. С. «Голосовые игры». Музыкальная палитра. №2. 2003г.
Кривенко. В.В., Лисовенко. Г. С. Нетрадиционные методы диагностики и терапии. Киев. 1987г.
Кустов В. Здоровьетворящее искусство. // Народное образование. – 2002г. №2.
Лизунова. С.В. Веселая логоритмика. // Музыкальная палитра. 2005г. №2.
Матвеева С. «Музыка лечит». // Здоровье детей. №12. 2003г.
Петрушин. В.И. «Музыкальная психотерапия» Москва. 2000г.
Повалева М.А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике. Ростов-наДону., 1997г.
Салахова И. «Развитие звуковой стороны речи у ребенка». М. 1973г.
Селивестров. В.И. Игры в логопедической работе. Москва. 1987г.
Тютюнникова.Т.Э. Речевые игры. // Музыкальная палитра. 2004г. №2.
Швайко. Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М. 1998г.
Щербакова. Н.В. Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи. // Музыкальный руководитель. 2005г. №2.
Щербакова. Н.В. Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи. // Музыкальный руководитель. 2005г. №3.
Щербакова. Н.В. Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи. // Музыкальный руководитель. 2005г. №4.
Ястребова. А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. Москва. 1978г.
Просмотров: 923 / Дата: 18.01.2025
Комментариев 0