Конспект НОД в младшей группе по теме: «Логопедия»
Для ребёнка с открытой ринолалией в послеоперационный период
Тема: звук С;
Этап: постановка звука;
Задачи:
1. Развитие правильного артикуляционного уклада;
2. Постановка звука С;
3. Развитие фонематического слуха;
4. Развитие речевого дыхания
5. Развитие артикуляционного аппарата
6. Развитие мимической мускулатуры
Оборудование: круглый леденец на палочке, слон мягкая игрушка, тазик с водой, бумажные кораблики, две куколки, предметные картинки.
Ход занятия
Организационный момент:
Здравствуй, сегодня у нас гость, Слонёнок Саша, пойдём с ним знакомиться
Массаж.
Слонёнок Саша не умеет выговаривать своё имя, нам надо ему помочь, но прежде надо подготовить наш ротик, губы и язычок сами могут сделать гимнастику, а вот нёбу мы должны помочь, сделаем массаж.
Артикуляционная гимнастик:
"Лопаточка"
Чок- чок, чок- чок,
Я - весёлый язычок!
Побегу сейчас гулять,
На крылечке загорать.
"Часики"
Чок-чок, чок-чок,
Наш весёлый язычок
На часы взглянул - идут:
"Тик-так, тики-тук!»
"Вкусное варенье"
На солнышке повалялся
И проголодался.
"Маляр"
Хватит отдыхать, вставай!
Не ленись и не зевай,
В руки кисточку возьми,
Потолочек побели
"Чашечка"
Потолочек побелили,
А ведь чашки не помыли!
Чок-чок,чок-чок,
Я весёлый язычок.
День прошел и - на бочок.
Мимическая гимнастика
Посмотри-ка, Слонику понравилась твоя гимнастика, и он широко улыбается, давай и мы улыбнёмся ему широко-широко.
А сейчас, посмотри, наверное, он съел кислый лимон и весь сморщился, давай и мы сморщим лицо. А теперь он рассердился, что мы его не предупредили, давай и мы рассердимся. А теперь все удивимся, что же здесь происходит.
Дыхательная гимнастика
А теперь представь, что мы пошли в лес, там так свежо, так приятно пахнет! Давай подышим:
Если уж в лесу гулять
Надо воздухом дышать!
Подышите, как я.
Выдох – пффф
Пауза
Возврат дыхания – пффф
Пауза.
Возврат дыхания – с-с-с-с
Пауза.
Возврат дыхания – пффф
Пауза.
Возврат дыхания – с-с-с-с.
Посмотри, какие кораблики плавают в “море” (перед ребёнком ставится ёмкость с водой, в которой плавают кораблики). Давай на него подуем, чтобы он скорей к другому берегу приплыл.
Работа над просодикой:
Поиграем в игру «Громко-тихо», я говорю слово «Громко», ты громко произносишь звук А. Я говорю слово «Тихо», ты тихо произносишь звук А. Давай попробуем.
А теперь я буду хлопать в ладоши один раз, ты будешь произносить громко звук А, а если хлопну два раза, то тихо.
Артикуляционная гимнастика:
1. Упражнение “Лопаточка”.
Язык лопаткой положи.
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счёт его держать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать.
- Послушай и выполни это упражнение, как я тебе скажу: “Положи расслабленный язычок на нижнюю губку, следи, чтобы губка не подворачивалась, затем убери лопатку в рот, опусти её за нижние зубки, старайся, чтобы язык лежал спокойно, не шевелился и не дрожал” (5-7раз).
2. Упражнение “Накажи непослушный язычок”
На губу язык клади,
Пя-пя-пя произнеси
Мышцы расслабляются…
Лопатка получается….
Ты под счёт её держи…
До пяти…до десяти…
3. Упражнение “Горка”.
Вот так горка, что за чудо!
Выгнулся язык упруго:
Кончик в зубы упирается,
Бока кверху устремляются!
4. Упражнение “Чищу зубы”
Чищу зубы,
Чищу зубы.
И снаружи…
И внутри.
Не болели, не темнели,
Не желтели, чтоб они.
Выполняем упражнение так, улыбнись, приоткрой рот, “почисть” кончиком языка нижние зубки, делая движения из стороны в сторону, “почисть” старательно ещё раз нижние зубы с внутренней стороны.
Постановка звука:
Давай встанем, сделаем язычок «Горкой» и “накачаем насос” , глубокий вдох носом и выдох «катится» с горки, через щёлочку между зубов(ребёнок делает имитационные движения, как будто он “накачивает насос” наклоняясь вперёд и произнося звук с-с-с-с , взрослый следит за артикуляцией звука).
Молодец, у тебя получился очень хороший и чистый звук, давай ещё раз его повторим.
Уточнение артикуляции:
Давай немного отдохнём и рассмотрим вот эту картинку (рассматриваем акустико-артикуляционный профиль и делаем анализ артикуляции звука “с”).
Акустико - артикуляционный профиль звука “С”
- Посмотри и скажи, что делают губки при произношении звука “с”?
- Ребёнок – улыбаются.
- Что остаётся между зубками?
- Ребёнок – щель.
- Язычок, какой узкий или широкий?
- Ребёнок – широкий.
- Куда упирается кончик языка?
- Ребёнок – в верхние зубки.
- Язычок, что ещё делает?
- Ребёнок – выгибается горкой.
- Какая воздушная струя?
- Ребёнок (прикладывает, на расстоянии, к горлышку тыльной стороной ладошку и проверяет воздушную струю) - Холодная.
- Проверь ладошкой, какой это звук глухой или звонкий?
- Ребёнок – глухой.
- Какой бывает этот звук, твёрдый как орех или мягкий как вата.
- Ребёнок – бывает и твёрдым и мягким.
Давай ещё раз попробуем сделать губы, зубы, язычок, так как мы только что говорили .
Фонематические процессы:
Послушай внимательно и хлопни в ладоши, когда услышишь звук “С”.
(Ж, З, С, Ц, Ж, С, З, Ш, Ц, С, Ш…)
Автоматизация изолированно:
Я буду говорить начало слова, а ты называй последний звук С: НАСО…, КАКТУ…, АВТОБУ…, КОМПА…, ЛЕ…, ТРУ…
Дома нарисуй Сашу, и придумай пять слов со звуком С.
Итог: Молодец! Всё сделал правильно!
Вот и подошло время заканчивать наше занятие, посмотри ещё раз на профиль звука “С” и расскажи по нему: об язычке, губках, зубках, “ветерке” (воздушной струе), как они себя ведут, когда ты произносишь звук “С” (ребёнок вспоминает полную артикуляцию звука “С”) И ещё раз произнеси ССС.
- Ну что, Слоник, научился произносить правильно и красиво своё имя?
- Так как же тебя зовут? Произнесите вместе имя Слонёнка (Саша).
- Правильно! Молодцы!
- Я думаю, что теперь вы всегда будете правильно произносить все слова с этим красивым звуком “С”.
Тема: звук С;
Этап: постановка звука;
Задачи:
1. Развитие правильного артикуляционного уклада;
2. Постановка звука С;
3. Развитие фонематического слуха;
4. Развитие речевого дыхания
5. Развитие артикуляционного аппарата
6. Развитие мимической мускулатуры
Оборудование: круглый леденец на палочке, слон мягкая игрушка, тазик с водой, бумажные кораблики, две куколки, предметные картинки.
Ход занятия
Организационный момент:
Здравствуй, сегодня у нас гость, Слонёнок Саша, пойдём с ним знакомиться
Массаж.
Слонёнок Саша не умеет выговаривать своё имя, нам надо ему помочь, но прежде надо подготовить наш ротик, губы и язычок сами могут сделать гимнастику, а вот нёбу мы должны помочь, сделаем массаж.
Артикуляционная гимнастик:
"Лопаточка"
Чок- чок, чок- чок,
Я - весёлый язычок!
Побегу сейчас гулять,
На крылечке загорать.
"Часики"
Чок-чок, чок-чок,
Наш весёлый язычок
На часы взглянул - идут:
"Тик-так, тики-тук!»
"Вкусное варенье"
На солнышке повалялся
И проголодался.
"Маляр"
Хватит отдыхать, вставай!
Не ленись и не зевай,
В руки кисточку возьми,
Потолочек побели
"Чашечка"
Потолочек побелили,
А ведь чашки не помыли!
Чок-чок,чок-чок,
Я весёлый язычок.
День прошел и - на бочок.
Мимическая гимнастика
Посмотри-ка, Слонику понравилась твоя гимнастика, и он широко улыбается, давай и мы улыбнёмся ему широко-широко.
А сейчас, посмотри, наверное, он съел кислый лимон и весь сморщился, давай и мы сморщим лицо. А теперь он рассердился, что мы его не предупредили, давай и мы рассердимся. А теперь все удивимся, что же здесь происходит.
Дыхательная гимнастика
А теперь представь, что мы пошли в лес, там так свежо, так приятно пахнет! Давай подышим:
Если уж в лесу гулять
Надо воздухом дышать!
Подышите, как я.
Выдох – пффф
Пауза
Возврат дыхания – пффф
Пауза.
Возврат дыхания – с-с-с-с
Пауза.
Возврат дыхания – пффф
Пауза.
Возврат дыхания – с-с-с-с.
Посмотри, какие кораблики плавают в “море” (перед ребёнком ставится ёмкость с водой, в которой плавают кораблики). Давай на него подуем, чтобы он скорей к другому берегу приплыл.
Работа над просодикой:
Поиграем в игру «Громко-тихо», я говорю слово «Громко», ты громко произносишь звук А. Я говорю слово «Тихо», ты тихо произносишь звук А. Давай попробуем.
А теперь я буду хлопать в ладоши один раз, ты будешь произносить громко звук А, а если хлопну два раза, то тихо.
Артикуляционная гимнастика:
1. Упражнение “Лопаточка”.
Язык лопаткой положи.
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счёт его держать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать.
- Послушай и выполни это упражнение, как я тебе скажу: “Положи расслабленный язычок на нижнюю губку, следи, чтобы губка не подворачивалась, затем убери лопатку в рот, опусти её за нижние зубки, старайся, чтобы язык лежал спокойно, не шевелился и не дрожал” (5-7раз).
2. Упражнение “Накажи непослушный язычок”
На губу язык клади,
Пя-пя-пя произнеси
Мышцы расслабляются…
Лопатка получается….
Ты под счёт её держи…
До пяти…до десяти…
3. Упражнение “Горка”.
Вот так горка, что за чудо!
Выгнулся язык упруго:
Кончик в зубы упирается,
Бока кверху устремляются!
4. Упражнение “Чищу зубы”
Чищу зубы,
Чищу зубы.
И снаружи…
И внутри.
Не болели, не темнели,
Не желтели, чтоб они.
Выполняем упражнение так, улыбнись, приоткрой рот, “почисть” кончиком языка нижние зубки, делая движения из стороны в сторону, “почисть” старательно ещё раз нижние зубы с внутренней стороны.
Постановка звука:
Давай встанем, сделаем язычок «Горкой» и “накачаем насос” , глубокий вдох носом и выдох «катится» с горки, через щёлочку между зубов(ребёнок делает имитационные движения, как будто он “накачивает насос” наклоняясь вперёд и произнося звук с-с-с-с , взрослый следит за артикуляцией звука).
Молодец, у тебя получился очень хороший и чистый звук, давай ещё раз его повторим.
Уточнение артикуляции:
Давай немного отдохнём и рассмотрим вот эту картинку (рассматриваем акустико-артикуляционный профиль и делаем анализ артикуляции звука “с”).
Акустико - артикуляционный профиль звука “С”
- Посмотри и скажи, что делают губки при произношении звука “с”?
- Ребёнок – улыбаются.
- Что остаётся между зубками?
- Ребёнок – щель.
- Язычок, какой узкий или широкий?
- Ребёнок – широкий.
- Куда упирается кончик языка?
- Ребёнок – в верхние зубки.
- Язычок, что ещё делает?
- Ребёнок – выгибается горкой.
- Какая воздушная струя?
- Ребёнок (прикладывает, на расстоянии, к горлышку тыльной стороной ладошку и проверяет воздушную струю) - Холодная.
- Проверь ладошкой, какой это звук глухой или звонкий?
- Ребёнок – глухой.
- Какой бывает этот звук, твёрдый как орех или мягкий как вата.
- Ребёнок – бывает и твёрдым и мягким.
Давай ещё раз попробуем сделать губы, зубы, язычок, так как мы только что говорили .
Фонематические процессы:
Послушай внимательно и хлопни в ладоши, когда услышишь звук “С”.
(Ж, З, С, Ц, Ж, С, З, Ш, Ц, С, Ш…)
Автоматизация изолированно:
Я буду говорить начало слова, а ты называй последний звук С: НАСО…, КАКТУ…, АВТОБУ…, КОМПА…, ЛЕ…, ТРУ…
Дома нарисуй Сашу, и придумай пять слов со звуком С.
Итог: Молодец! Всё сделал правильно!
Вот и подошло время заканчивать наше занятие, посмотри ещё раз на профиль звука “С” и расскажи по нему: об язычке, губках, зубках, “ветерке” (воздушной струе), как они себя ведут, когда ты произносишь звук “С” (ребёнок вспоминает полную артикуляцию звука “С”) И ещё раз произнеси ССС.
- Ну что, Слоник, научился произносить правильно и красиво своё имя?
- Так как же тебя зовут? Произнесите вместе имя Слонёнка (Саша).
- Правильно! Молодцы!
- Я думаю, что теперь вы всегда будете правильно произносить все слова с этим красивым звуком “С”.
Просмотров: 374 / Дата: 18.01.2025
Комментариев 0