Конспект логопедического занятия на тему "Осень"
Цель: воспитывать речевую культуру детей, уточнить и обобщить представления детей о животных Севера.
Задачи:
продолжать учить составлять сравнительный рассказ с опорой на графическую схему;
развивать слуховое внимание, зрительный гнозис;
продолжать формировать слухо-моторную координацию;
уточнить и обобщить представления детей о животных (белом и буром медведях);
закреплять правильное произношение звуков в речи;
продолжать развивать навыки звукового анализа, синтеза, слогового анализа;
воспитывать желание общаться, работать сообща.
воспитывать интерес к окружающему миру;
воспитывать активность, внимательность, самостоятельность, инициативность;
развивать общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве
Оборудование: предметные картинки («утка», «мышь», «кот», «апельсин»), разрезные картинки с изображением бурого и белого медведей на магнитной основе, графическая схема для составления связного рассказа, тренажёр «Умные кубики» (по количеству детей), доска, письмо, листочки в клетку(по количеству детей и родителей), простые карандаши (по количеству детей).
Предварительная работа: знакомство с внешним видом, образом жизни животных Севера; чтение и пересказ рассказов о животных; инсценировка сказки «Встреча бурого и белого медведей»; заучивание стихотворений и загадок о птицах и животных Севера; просмотр познавательных видеофильмов, мультфильма «Умка».
Дети проходят в группу и садятся за столы.
Организационный момент
игра «Хорошо - плохо» Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Назовите приметы зимы. А где всегда бывает много снега, холодно, морозно? Как вы думаете, что хорошего, а что плохого на Севере?
Дети. Хорошо: красиво, все белое блестящее, можно увидеть животных и птиц, которых не увидишь у нас, …. Плохо: очень холодно, не погуляешь долго, короткий день, много снега …..
II. Основная часть. Введение в тему.
1. Логопед (в руках конверт). Сегодня нам пришло письмо. От кого оно, догадайтесь? (достает из конверта письмо и предметные картинки: «удочка», «мак», «кот», «апельсин»).
Чтение письма логопедом:
«Здравствуйте, ребята. Я живу на Севере, здесь очень интересно, все кругом белое, красивое, блестящее, холодное. Я очень хочу подружиться с вами. До свидания. PS: моё имя вы узнаете, если возьмёте от каждого слова по первому звуку».
Логопед. Кто же написал это письмо?
Дети определяют первые звуки в словах, названиях предметных картинок: утка, мышь, кот, апельсин. Получается – «УМКА».
Логопед. Давайте составим схему слова УМКА. (Звуковой анализ слова.)
- Сколько слогов? Сколько звуков в слове? Какой первый! Дайте характеристику. Какой второй звук в слове? Дайте характеристику. Какой третий звук? Расскажите о нем. Назовите четвёртый звук. Охарактеризуйте его. Сколько гласных? Сколько согласных? (работа со звуковыми пеналами)
Логопед. Теперь давайте это слово сложим из букв. (Работа с тренажёром «Умные кубики»)
2. Физминутка
Логопед. На чем мы попасть к Умке? (На вертолете, на ледоколе).
(Дети встают в круг и выполняют упражнение «Ледокол»- упражнение на развитие общей и мелкой моторики, ориентировки в пространстве).
Речь с движением «Ледокол»
Мы плывем на ледоколе ладони сложить лодочкой
Ледокол идет по льду выполнять покачивание руками,
Ледяное поле колет сложить руки ладонями вниз
И ледовую гряду руки сжать в кулаки
Слева льдины проплывают левая рука в сторону
Справа айсберги встают правая рука в сторону
А друзья не унывают ладони сложить лодочкой
И по-прежнему плывут. выполнять покачивание руками.
3. Игра «Радисты» (Повторение детьми ритма за логопедом по цепочке, с использованием карандаша):
Логопед. Давайте отправим сообщение о том, что мы получили письмо.
Внимание! Внимание!
Сообщение получайте,
Слушайте внимательно,
Другим передавайте.
4. Игра «Собери из частей целое». Развитие целостности восприятия, концентрации внимания, мелкой моторики
Логопед. Умка прислал вам 2 фотографии, но от дальней дороги они развалились на части. Давайте соберем фотографии.
Деление на команды с помощью разрезного материала (2 разрезные картинки, с изображением белого медведя и бурого медведя, дети берут части – делятся на 2 команды и собирают)
5. Составление сравнительного рассказа с помощью схемы. Развитие связной речи. Коммуникативных навыков. Наглядное моделирование.
Дети: У белого медведя белая шуба, а у бурого - коричневая.
Белый медведь не ложиться в спячку, бурый медведь спит всю зиму в берлоге
Белый медведь питается рыбой, тюленями, а бурый ягодами, рыбой.
Шерсть белого медведя покрыта слоем жира, а у бурого нет.
6. Подвижная игра «Рыбалка» Дети, изображающие медведей, берутся за руки и делают ворота. Дети-«рыбки» перебегают круг через ворота. Как только стихотворение заканчивается «ворота» закрываются. «Медведи» считают, сколько «рыб» они поймали.
Много рыбы в океане.
Рыба плещется в воде.
А медведи эту рыбу
Караулят в полынье.
7. Графический диктант «Рыбка»
Логопед. Давайте сделаем подарки Умке. Проходите за столы, возьмите листы бумаги и найдите в верхнем левом углу листа точку. Я буду диктовать, как двигается карандаш по клеточкам. Вы слушаете внимательно и выполняете действия карандашом. Что у вас получилось?
Дети. Рыбка.
Логопед. Отправим ваши работы Умке. (Дети складывают получившиеся рисунки в конверт).
III. Подведение итогов.
* Рефлексия.
Логопед. Какое задание для вас было трудным? С чем справились хорошо? Спасибо. Вы были молодцы.
Задачи:
продолжать учить составлять сравнительный рассказ с опорой на графическую схему;
развивать слуховое внимание, зрительный гнозис;
продолжать формировать слухо-моторную координацию;
уточнить и обобщить представления детей о животных (белом и буром медведях);
закреплять правильное произношение звуков в речи;
продолжать развивать навыки звукового анализа, синтеза, слогового анализа;
воспитывать желание общаться, работать сообща.
воспитывать интерес к окружающему миру;
воспитывать активность, внимательность, самостоятельность, инициативность;
развивать общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве
Оборудование: предметные картинки («утка», «мышь», «кот», «апельсин»), разрезные картинки с изображением бурого и белого медведей на магнитной основе, графическая схема для составления связного рассказа, тренажёр «Умные кубики» (по количеству детей), доска, письмо, листочки в клетку(по количеству детей и родителей), простые карандаши (по количеству детей).
Предварительная работа: знакомство с внешним видом, образом жизни животных Севера; чтение и пересказ рассказов о животных; инсценировка сказки «Встреча бурого и белого медведей»; заучивание стихотворений и загадок о птицах и животных Севера; просмотр познавательных видеофильмов, мультфильма «Умка».
Дети проходят в группу и садятся за столы.
Организационный момент
игра «Хорошо - плохо» Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Назовите приметы зимы. А где всегда бывает много снега, холодно, морозно? Как вы думаете, что хорошего, а что плохого на Севере?
Дети. Хорошо: красиво, все белое блестящее, можно увидеть животных и птиц, которых не увидишь у нас, …. Плохо: очень холодно, не погуляешь долго, короткий день, много снега …..
II. Основная часть. Введение в тему.
1. Логопед (в руках конверт). Сегодня нам пришло письмо. От кого оно, догадайтесь? (достает из конверта письмо и предметные картинки: «удочка», «мак», «кот», «апельсин»).
Чтение письма логопедом:
«Здравствуйте, ребята. Я живу на Севере, здесь очень интересно, все кругом белое, красивое, блестящее, холодное. Я очень хочу подружиться с вами. До свидания. PS: моё имя вы узнаете, если возьмёте от каждого слова по первому звуку».
Логопед. Кто же написал это письмо?
Дети определяют первые звуки в словах, названиях предметных картинок: утка, мышь, кот, апельсин. Получается – «УМКА».
Логопед. Давайте составим схему слова УМКА. (Звуковой анализ слова.)
- Сколько слогов? Сколько звуков в слове? Какой первый! Дайте характеристику. Какой второй звук в слове? Дайте характеристику. Какой третий звук? Расскажите о нем. Назовите четвёртый звук. Охарактеризуйте его. Сколько гласных? Сколько согласных? (работа со звуковыми пеналами)
Логопед. Теперь давайте это слово сложим из букв. (Работа с тренажёром «Умные кубики»)
2. Физминутка
Логопед. На чем мы попасть к Умке? (На вертолете, на ледоколе).
(Дети встают в круг и выполняют упражнение «Ледокол»- упражнение на развитие общей и мелкой моторики, ориентировки в пространстве).
Речь с движением «Ледокол»
Мы плывем на ледоколе ладони сложить лодочкой
Ледокол идет по льду выполнять покачивание руками,
Ледяное поле колет сложить руки ладонями вниз
И ледовую гряду руки сжать в кулаки
Слева льдины проплывают левая рука в сторону
Справа айсберги встают правая рука в сторону
А друзья не унывают ладони сложить лодочкой
И по-прежнему плывут. выполнять покачивание руками.
3. Игра «Радисты» (Повторение детьми ритма за логопедом по цепочке, с использованием карандаша):
Логопед. Давайте отправим сообщение о том, что мы получили письмо.
Внимание! Внимание!
Сообщение получайте,
Слушайте внимательно,
Другим передавайте.
4. Игра «Собери из частей целое». Развитие целостности восприятия, концентрации внимания, мелкой моторики
Логопед. Умка прислал вам 2 фотографии, но от дальней дороги они развалились на части. Давайте соберем фотографии.
Деление на команды с помощью разрезного материала (2 разрезные картинки, с изображением белого медведя и бурого медведя, дети берут части – делятся на 2 команды и собирают)
5. Составление сравнительного рассказа с помощью схемы. Развитие связной речи. Коммуникативных навыков. Наглядное моделирование.
Дети: У белого медведя белая шуба, а у бурого - коричневая.
Белый медведь не ложиться в спячку, бурый медведь спит всю зиму в берлоге
Белый медведь питается рыбой, тюленями, а бурый ягодами, рыбой.
Шерсть белого медведя покрыта слоем жира, а у бурого нет.
6. Подвижная игра «Рыбалка» Дети, изображающие медведей, берутся за руки и делают ворота. Дети-«рыбки» перебегают круг через ворота. Как только стихотворение заканчивается «ворота» закрываются. «Медведи» считают, сколько «рыб» они поймали.
Много рыбы в океане.
Рыба плещется в воде.
А медведи эту рыбу
Караулят в полынье.
7. Графический диктант «Рыбка»
Логопед. Давайте сделаем подарки Умке. Проходите за столы, возьмите листы бумаги и найдите в верхнем левом углу листа точку. Я буду диктовать, как двигается карандаш по клеточкам. Вы слушаете внимательно и выполняете действия карандашом. Что у вас получилось?
Дети. Рыбка.
Логопед. Отправим ваши работы Умке. (Дети складывают получившиеся рисунки в конверт).
III. Подведение итогов.
* Рефлексия.
Логопед. Какое задание для вас было трудным? С чем справились хорошо? Спасибо. Вы были молодцы.
Просмотров: 602 / Дата: 30.01.2025
Комментариев 0