Конспект итогового занятия по логопедии в подготовительной группе
Тема: «Зимние виды спорта. Звуки [Н], [Н’]. Буква Н.»
Цели занятия:
коррекционно-образовательные:
- расширять и уточнять словарь по лексической теме «Зимние виды спорта»;
- учить детей давать сравнительную характеристику звуков [Н, НЬ];
- закрепить связь звука и буквы Н;
- развивать фонематические процессы, артикуляционную моторику, мелкую и общую моторику, координацию движений, память, внимание, словесно-логическое мышление;
- продолжать учить проводить звуковой анализ;
- формировать самоконтроль за речью через слуховой, зрительный, тактильно-кинестетический анализаторы;
коррекционно-воспитательные:
- прививать детям любовь к спорту;
- воспитывать усидчивость, дисциплинированность, уважение к товарищу.
Оборудование:
Пеналы для звукового анализа, картинки (с изображением коньков, саней, сноуборда, трамплина, камня для керлинга, винтовки), демонстрационный материал Тематический словарь в картинках. ЗИМНИЕ ВИДЫ СПОРТА –М.»Мир человека», 2010; наклейки с зимними видами спорта, изображения мальчика и девочки.
Ход занятия:
Приветствие. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
- «Ребята, на этой неделе мы говорим с вами о зиме. Зима – очень красивое, белоснежное время года. Вы согласны? Тогда улыбнитесь».
- «Но зимой бывают сильные морозы, вьюга, пурга, тогда нельзя даже выйти на улицу» (огорчение).
- «Зато в хорошую погоду можно гулять, заниматься спортом, играть в снежки. Зимой мы отмечаем самый веселый праздник – Новый год!» (радость).
Развитие артикуляционной и мелкой моторики, развитие координации.
Артикуляционная гимнастика с демонстрацией рисунков детей.
Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять - загибают пальчики, начиная с большого
Мы во двор пошли гулять. - «идут» по столу указ. и средн. Пальцами
Бабу снежную лепили, - «лепят» комочек двумя ладонями
Птичек крошками кормили - «крошат хлебушек»
С горки мы потом катались - указ. пал. левой руки по ладони правой
А еще в снегу валялись - ладони на стол то одной, то др. стороной
Все в снегу домой пришли - отряхивают ладони
Съели суп и спать легли - движ. ложкой, руки под щеку.
Обучение грамоте.
Выделение начальных звуков в словах.
– «Ребята, сегодня мы поговорим о зиме, о том, чем зимой можно заниматься, какие зимние виды спорта существуют и узнаем еще много нового. А помогут нам в этом ребята Наташа и Никита (вывесить на доску картинки с изображением девочки и мальчика). Для начала послушайте и определите, с каких звуков начинаются их имена.
Выделение начальных звуков в именах Наташа и Никита (Н, НЬ). – «С этими звуками мы сегодня и познакомимся».
Акустико-артикуляционный образ звуков. Произнесение звуков хором, индивидуально.
Характеристика звуков:
Звук [ Н ]— согласный, твердый, звонкий, носовой;
звук [Нь] — согласный, мягкий, звонкий, носовой.
Какие органы артикуляции участвуют (язык, зубы).
Дифференциация звуков в слогах.
Скажи наоборот.
На-на-на — ня-ня-ня
Но-но-но — нё-нё-нё
Ну-ну-ну — ню-ню-ню
Ны-ны-ны — ни-ни-ни
Звуковой анализ.
Рассматривание картинок с изображением коньков, саней, сноуборда, трамплина, камня для керлинга, винтовки, выставленных на доске.
Определение места звуков [Н], [НЬ] в словах с помощью пеналов для звукового анализа.
- «Распределите картинки таким образом, чтобы те из них, где звук твердый попали к Наташе, а где мягкий – к Никите».
Связь звуков и букв.
«Буква Н, сказать всем можно, Очень на кровать похожа».
Печатанье в тетради буквы Н.
Печатанье на доске слогов НА, НО, НУ, НЫ, НИ. Чтение этих слогов.
Расширение словаря.
- «Ребята, а для чего нужны все эти предметы?» (Для зимних видов спорта).
- «Я буду читать загадки, а вы попробуйте отгадать, про какой вид спорта эта загадка».
Во дворе с утра игра,
Разыгралась детвора.
Крики: «шайбу!», «мимо!», «бей!» -
Значит там игра – …. (Хоккей)
Спорт на свете есть такой,
Популярен он зимой.
На полозьях ты бежишь,
За соперником спешишь. (Лыжные гонки.)
Катаюсь на нем до вечерней поры,
Но ленивый мой конь возит только с горы,
Сам на горку пешком я хожу
И коня своего за веревку вожу. (санки, санный спорт)
На льду танцует фигурист,
Кружится, как осенний лист.
Он исполняет пируэт,
Потом двойной тулуп… Ах, нет!
Не в шубе он, легко одет.
И вот на льду теперь дуэт.
Эх, хорошо катаются!
Зал затаил дыхание.
Вид спорта называется… (Фигурное катание)
Он на лыжах, но как птица
Может в небе появиться.
Оттолкнётся и вперёд
Отправляется в полёт.
Как гора зовётся, с которой он несётся? (трамплин, прыжки с трамплина)
Лыжа здесь всего одна.
Коротка, а не длинна.
Чудеса на ней покажем.
Кувыркаться можем даже (сноуборд, сноубординг)
Риска, скорости любитель
Снежных склонов покоритель
И на лыжах мчится он
С высоченных самых гор (горные лыжи)
Мы бежим все по лыжне
С винтовкой каждый на спине.
И как вид спорта тот зовётся?
Ответить кто из вас возьмётся? (биатлон)
Кто десять километров,
Качая в такт рукой,
Бежит по льду, стараясь,
Согнувшись кочергой? (конькобежный спорт)
Посмотрите – вот герой,
Он летит вниз головой,
Животом на санках лежа.
Страшно, аж мороз по коже (скелетон)
На площадке ледяной
Игроки метут метлой.
И по льду гоняют камень.
Что за спорт тут перед нами?(керлинг)
Расположение на доске картин с отгаданными видами спорта.Определить, какая картина лишняя.
Определить, в названии какого вида спорта нет звуков [Н], [НЬ] (хоккей)
Физкультминутка.
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Составление предложений.
Детям раздаются наклейки с зимними видами спорта.
- «Определите вид спорта, изображенный на наклейке, составьте предложение с этим видом спорта. Тот, кто составит, может вклеить картинку в свою тетрадь».
Итог занятия.
- «С какими звуками мы познакомились сегодня? Дайте характеристику этим звукам».
- «Ребята, а какого события мы ждем этой зимой?» (олимпиады).
- «Во время олимпиады мы сможем увидеть все виды спорта, о которых сегодня говорили, и поболеть за наших спортсменов».
Цели занятия:
коррекционно-образовательные:
- расширять и уточнять словарь по лексической теме «Зимние виды спорта»;
- учить детей давать сравнительную характеристику звуков [Н, НЬ];
- закрепить связь звука и буквы Н;
- развивать фонематические процессы, артикуляционную моторику, мелкую и общую моторику, координацию движений, память, внимание, словесно-логическое мышление;
- продолжать учить проводить звуковой анализ;
- формировать самоконтроль за речью через слуховой, зрительный, тактильно-кинестетический анализаторы;
коррекционно-воспитательные:
- прививать детям любовь к спорту;
- воспитывать усидчивость, дисциплинированность, уважение к товарищу.
Оборудование:
Пеналы для звукового анализа, картинки (с изображением коньков, саней, сноуборда, трамплина, камня для керлинга, винтовки), демонстрационный материал Тематический словарь в картинках. ЗИМНИЕ ВИДЫ СПОРТА –М.»Мир человека», 2010; наклейки с зимними видами спорта, изображения мальчика и девочки.
Ход занятия:
Приветствие. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
- «Ребята, на этой неделе мы говорим с вами о зиме. Зима – очень красивое, белоснежное время года. Вы согласны? Тогда улыбнитесь».
- «Но зимой бывают сильные морозы, вьюга, пурга, тогда нельзя даже выйти на улицу» (огорчение).
- «Зато в хорошую погоду можно гулять, заниматься спортом, играть в снежки. Зимой мы отмечаем самый веселый праздник – Новый год!» (радость).
Развитие артикуляционной и мелкой моторики, развитие координации.
Артикуляционная гимнастика с демонстрацией рисунков детей.
Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять - загибают пальчики, начиная с большого
Мы во двор пошли гулять. - «идут» по столу указ. и средн. Пальцами
Бабу снежную лепили, - «лепят» комочек двумя ладонями
Птичек крошками кормили - «крошат хлебушек»
С горки мы потом катались - указ. пал. левой руки по ладони правой
А еще в снегу валялись - ладони на стол то одной, то др. стороной
Все в снегу домой пришли - отряхивают ладони
Съели суп и спать легли - движ. ложкой, руки под щеку.
Обучение грамоте.
Выделение начальных звуков в словах.
– «Ребята, сегодня мы поговорим о зиме, о том, чем зимой можно заниматься, какие зимние виды спорта существуют и узнаем еще много нового. А помогут нам в этом ребята Наташа и Никита (вывесить на доску картинки с изображением девочки и мальчика). Для начала послушайте и определите, с каких звуков начинаются их имена.
Выделение начальных звуков в именах Наташа и Никита (Н, НЬ). – «С этими звуками мы сегодня и познакомимся».
Акустико-артикуляционный образ звуков. Произнесение звуков хором, индивидуально.
Характеристика звуков:
Звук [ Н ]— согласный, твердый, звонкий, носовой;
звук [Нь] — согласный, мягкий, звонкий, носовой.
Какие органы артикуляции участвуют (язык, зубы).
Дифференциация звуков в слогах.
Скажи наоборот.
На-на-на — ня-ня-ня
Но-но-но — нё-нё-нё
Ну-ну-ну — ню-ню-ню
Ны-ны-ны — ни-ни-ни
Звуковой анализ.
Рассматривание картинок с изображением коньков, саней, сноуборда, трамплина, камня для керлинга, винтовки, выставленных на доске.
Определение места звуков [Н], [НЬ] в словах с помощью пеналов для звукового анализа.
- «Распределите картинки таким образом, чтобы те из них, где звук твердый попали к Наташе, а где мягкий – к Никите».
Связь звуков и букв.
«Буква Н, сказать всем можно, Очень на кровать похожа».
Печатанье в тетради буквы Н.
Печатанье на доске слогов НА, НО, НУ, НЫ, НИ. Чтение этих слогов.
Расширение словаря.
- «Ребята, а для чего нужны все эти предметы?» (Для зимних видов спорта).
- «Я буду читать загадки, а вы попробуйте отгадать, про какой вид спорта эта загадка».
Во дворе с утра игра,
Разыгралась детвора.
Крики: «шайбу!», «мимо!», «бей!» -
Значит там игра – …. (Хоккей)
Спорт на свете есть такой,
Популярен он зимой.
На полозьях ты бежишь,
За соперником спешишь. (Лыжные гонки.)
Катаюсь на нем до вечерней поры,
Но ленивый мой конь возит только с горы,
Сам на горку пешком я хожу
И коня своего за веревку вожу. (санки, санный спорт)
На льду танцует фигурист,
Кружится, как осенний лист.
Он исполняет пируэт,
Потом двойной тулуп… Ах, нет!
Не в шубе он, легко одет.
И вот на льду теперь дуэт.
Эх, хорошо катаются!
Зал затаил дыхание.
Вид спорта называется… (Фигурное катание)
Он на лыжах, но как птица
Может в небе появиться.
Оттолкнётся и вперёд
Отправляется в полёт.
Как гора зовётся, с которой он несётся? (трамплин, прыжки с трамплина)
Лыжа здесь всего одна.
Коротка, а не длинна.
Чудеса на ней покажем.
Кувыркаться можем даже (сноуборд, сноубординг)
Риска, скорости любитель
Снежных склонов покоритель
И на лыжах мчится он
С высоченных самых гор (горные лыжи)
Мы бежим все по лыжне
С винтовкой каждый на спине.
И как вид спорта тот зовётся?
Ответить кто из вас возьмётся? (биатлон)
Кто десять километров,
Качая в такт рукой,
Бежит по льду, стараясь,
Согнувшись кочергой? (конькобежный спорт)
Посмотрите – вот герой,
Он летит вниз головой,
Животом на санках лежа.
Страшно, аж мороз по коже (скелетон)
На площадке ледяной
Игроки метут метлой.
И по льду гоняют камень.
Что за спорт тут перед нами?(керлинг)
Расположение на доске картин с отгаданными видами спорта.Определить, какая картина лишняя.
Определить, в названии какого вида спорта нет звуков [Н], [НЬ] (хоккей)
Физкультминутка.
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Составление предложений.
Детям раздаются наклейки с зимними видами спорта.
- «Определите вид спорта, изображенный на наклейке, составьте предложение с этим видом спорта. Тот, кто составит, может вклеить картинку в свою тетрадь».
Итог занятия.
- «С какими звуками мы познакомились сегодня? Дайте характеристику этим звукам».
- «Ребята, а какого события мы ждем этой зимой?» (олимпиады).
- «Во время олимпиады мы сможем увидеть все виды спорта, о которых сегодня говорили, и поболеть за наших спортсменов».
Просмотров: 1102 / Дата: 17.06.2025
Комментариев 0