Follow Us: rss twitter vk facebook
Информация о развитии и коррекции речи детей
Main » 2016 » Февраль » 17 » Олимпиада по русскому языку 9 класс с ответами школьный этап

Олимпиада по русскому языку 9 класс с ответами школьный этап

Часть 1. Вопросы и задания

1. В словах шило, жир шипящие твердые, а последующий гласный указывает на их мягкость; в словах чаща, чудо, щука шипящие – мягкие, однако гласные указывают на их твердость.

1.1. На каком принципе русской орфографии основано написание этих слов?

1.2. Как произносились эти шипящие в прошлом?

2. М. Горький, прочитав в рукописи молодого писателя фразу Сквозь чащу кустарника продирался мокрый Василий и истошно кричал: «Братцы, щуку поймал!», заметил: «Первая щука – явно лишняя».

2.1. Что имел в виду писатель?

2.2. Как называется раздел языкознания, изучающий такие явления?

3. Сколько имен прилагательных в предложении: Все тише ребячьи голоса, что слышны из небольшой соседней комнаты?

Определите разряд каждого прилагательного.

4. Составьте предложения со словами стоя, лежа, сторожа так, чтобы эти слова выступали в роли разных частей речи.

5. Определите синтаксическую функцию инфинитива:

1) Путники расположились у ручья отдыхать и кормить лошадей.

2) Теперь опять в нем родилась надежда найти отца.

3) Секретарь попросила посетителя подождать в приемной.

4) Смотреть – время терять.

5) Я приказываю экипажу прыгать с парашютами.

6. Подберите фразеологические антонимы:



бросить якорь – …

витать в облаках – …

кот наплакал – ….

у черта на куличках – …

7. Вместо точек вставьте слова, которые одновременно являются синонимами для своих «соседей»:

1) битва (…) ругань;

2) гримаса (…) снаряд;

3) нежить (…) шалить;

4) изогнутый (…) одноглазый;

8. Связаны ли этимологически латинские слова гладиолус и гладиатор? Известно, что русское название цветка – шпажник, а польское – мечик. Восстановите первоначальное (буквальное) значение слов гладиолус и гладиатор.

9. Приведите примеры рекламного текста, которые запомнились Вам лучше всего. Объясните причины их легкой запоминаемости, учитывая те языковые явления, которые лежат в основе этих рекламных текстов.

10. Какой стилистический прием использовал А.П. Чехов в предложении для создания комического эффекта?

Желаю вам всевозможных бед, печалей и напастей избежать.

Часть П. Работа с текстом

Прочитайте фрагмент рассказ В.Белова «Маникюр» и выполните приведенные ниже задания.

Ох, уж не утерплю, расскажу, как я в Москву-то слетала! Десять годов сбиралась, не могла удосужиться. А тут не глядя свернулась, откуда что и взялось. Отпуск в конторе начислили. Я рукавицами хлоп только меня и видели! Мужика с детками, все хозяйство оставила, из-под коров да под самый Кремль! Поехала к брату он у меня полковник. Моложе меня. А давно на пенсии; делать-то ему нечего вот обрадел! Я телеграмму-то дать постеснялась. «Ой, ты?! говорит. Кабы ты, говорит. была с головой, сообщила бы. Я бы, говорит, на машине тебя с вокзала увез. Только свистнуло бы!» «Ну, говорю, не велика и баронь, дошла и пешком». Дошла-то дошла, а намаялася. Дорогу-то мне указывают, да по-разному все: один говорит влево, девушка, другой вправо, гражданка, третий скажет тетка, дуй напрямик!

Задания

3. Определите, в рамках какого стиля создан текст. Аргументируйте свой ответ.

4. Укажите ведущий тип речи в этом тексте. Аргументируйте ответ.

5. Охарактеризуйте функциональную роль просторечных языковых

средств в этом тексте.

6. Какова авторская позиция (оценка) по отношению к героине?

7. Передайте рассказ героини литературным языком. К чему привело подобное изменение ? Дайте свою оценку.

Просмотров: 1810 / Дата: 22.09.2024
Комментариев 0
Всего комментариев: 0
Name *:
Email:
Subscription:1
Code *: