Олимпиада по русскому языку 9 класс с ответами школьный этап
Часть 1. Вопросы и задания
1. В словах шило, жир шипящие твердые, а последующий гласный указывает на их мягкость; в словах чаща, чудо, щука шипящие – мягкие, однако гласные указывают на их твердость.
1.1. На каком принципе русской орфографии основано написание этих слов?
1.2. Как произносились эти шипящие в прошлом?
2. М. Горький, прочитав в рукописи молодого писателя фразу Сквозь чащу кустарника продирался мокрый Василий и истошно кричал: «Братцы, щуку поймал!», заметил: «Первая щука – явно лишняя».
2.1. Что имел в виду писатель?
2.2. Как называется раздел языкознания, изучающий такие явления?
3. Сколько имен прилагательных в предложении: Все тише ребячьи голоса, что слышны из небольшой соседней комнаты?
Определите разряд каждого прилагательного.
4. Составьте предложения со словами стоя, лежа, сторожа так, чтобы эти слова выступали в роли разных частей речи.
5. Определите синтаксическую функцию инфинитива:
1) Путники расположились у ручья отдыхать и кормить лошадей.
2) Теперь опять в нем родилась надежда найти отца.
3) Секретарь попросила посетителя подождать в приемной.
4) Смотреть – время терять.
5) Я приказываю экипажу прыгать с парашютами.
6. Подберите фразеологические антонимы:
бросить якорь – …
витать в облаках – …
кот наплакал – ….
у черта на куличках – …
7. Вместо точек вставьте слова, которые одновременно являются синонимами для своих «соседей»:
1) битва (…) ругань;
2) гримаса (…) снаряд;
3) нежить (…) шалить;
4) изогнутый (…) одноглазый;
8. Связаны ли этимологически латинские слова гладиолус и гладиатор? Известно, что русское название цветка – шпажник, а польское – мечик. Восстановите первоначальное (буквальное) значение слов гладиолус и гладиатор.
9. Приведите примеры рекламного текста, которые запомнились Вам лучше всего. Объясните причины их легкой запоминаемости, учитывая те языковые явления, которые лежат в основе этих рекламных текстов.
10. Какой стилистический прием использовал А.П. Чехов в предложении для создания комического эффекта?
Желаю вам всевозможных бед, печалей и напастей избежать.
Часть П. Работа с текстом
Прочитайте фрагмент рассказ В.Белова «Маникюр» и выполните приведенные ниже задания.
Ох, уж не утерплю, расскажу, как я в Москву-то слетала! Десять годов сбиралась, не могла удосужиться. А тут не глядя свернулась, откуда что и взялось. Отпуск в конторе начислили. Я рукавицами хлоп только меня и видели! Мужика с детками, все хозяйство оставила, из-под коров да под самый Кремль! Поехала к брату он у меня полковник. Моложе меня. А давно на пенсии; делать-то ему нечего вот обрадел! Я телеграмму-то дать постеснялась. «Ой, ты?! говорит. Кабы ты, говорит. была с головой, сообщила бы. Я бы, говорит, на машине тебя с вокзала увез. Только свистнуло бы!» «Ну, говорю, не велика и баронь, дошла и пешком». Дошла-то дошла, а намаялася. Дорогу-то мне указывают, да по-разному все: один говорит влево, девушка, другой вправо, гражданка, третий скажет тетка, дуй напрямик!
Задания
3. Определите, в рамках какого стиля создан текст. Аргументируйте свой ответ.
4. Укажите ведущий тип речи в этом тексте. Аргументируйте ответ.
5. Охарактеризуйте функциональную роль просторечных языковых
средств в этом тексте.
6. Какова авторская позиция (оценка) по отношению к героине?
7. Передайте рассказ героини литературным языком. К чему привело подобное изменение ? Дайте свою оценку.
1. В словах шило, жир шипящие твердые, а последующий гласный указывает на их мягкость; в словах чаща, чудо, щука шипящие – мягкие, однако гласные указывают на их твердость.
1.1. На каком принципе русской орфографии основано написание этих слов?
1.2. Как произносились эти шипящие в прошлом?
2. М. Горький, прочитав в рукописи молодого писателя фразу Сквозь чащу кустарника продирался мокрый Василий и истошно кричал: «Братцы, щуку поймал!», заметил: «Первая щука – явно лишняя».
2.1. Что имел в виду писатель?
2.2. Как называется раздел языкознания, изучающий такие явления?
3. Сколько имен прилагательных в предложении: Все тише ребячьи голоса, что слышны из небольшой соседней комнаты?
Определите разряд каждого прилагательного.
4. Составьте предложения со словами стоя, лежа, сторожа так, чтобы эти слова выступали в роли разных частей речи.
5. Определите синтаксическую функцию инфинитива:
1) Путники расположились у ручья отдыхать и кормить лошадей.
2) Теперь опять в нем родилась надежда найти отца.
3) Секретарь попросила посетителя подождать в приемной.
4) Смотреть – время терять.
5) Я приказываю экипажу прыгать с парашютами.
6. Подберите фразеологические антонимы:
бросить якорь – …
витать в облаках – …
кот наплакал – ….
у черта на куличках – …
7. Вместо точек вставьте слова, которые одновременно являются синонимами для своих «соседей»:
1) битва (…) ругань;
2) гримаса (…) снаряд;
3) нежить (…) шалить;
4) изогнутый (…) одноглазый;
8. Связаны ли этимологически латинские слова гладиолус и гладиатор? Известно, что русское название цветка – шпажник, а польское – мечик. Восстановите первоначальное (буквальное) значение слов гладиолус и гладиатор.
9. Приведите примеры рекламного текста, которые запомнились Вам лучше всего. Объясните причины их легкой запоминаемости, учитывая те языковые явления, которые лежат в основе этих рекламных текстов.
10. Какой стилистический прием использовал А.П. Чехов в предложении для создания комического эффекта?
Желаю вам всевозможных бед, печалей и напастей избежать.
Часть П. Работа с текстом
Прочитайте фрагмент рассказ В.Белова «Маникюр» и выполните приведенные ниже задания.
Ох, уж не утерплю, расскажу, как я в Москву-то слетала! Десять годов сбиралась, не могла удосужиться. А тут не глядя свернулась, откуда что и взялось. Отпуск в конторе начислили. Я рукавицами хлоп только меня и видели! Мужика с детками, все хозяйство оставила, из-под коров да под самый Кремль! Поехала к брату он у меня полковник. Моложе меня. А давно на пенсии; делать-то ему нечего вот обрадел! Я телеграмму-то дать постеснялась. «Ой, ты?! говорит. Кабы ты, говорит. была с головой, сообщила бы. Я бы, говорит, на машине тебя с вокзала увез. Только свистнуло бы!» «Ну, говорю, не велика и баронь, дошла и пешком». Дошла-то дошла, а намаялася. Дорогу-то мне указывают, да по-разному все: один говорит влево, девушка, другой вправо, гражданка, третий скажет тетка, дуй напрямик!
Задания
3. Определите, в рамках какого стиля создан текст. Аргументируйте свой ответ.
4. Укажите ведущий тип речи в этом тексте. Аргументируйте ответ.
5. Охарактеризуйте функциональную роль просторечных языковых
средств в этом тексте.
6. Какова авторская позиция (оценка) по отношению к героине?
7. Передайте рассказ героини литературным языком. К чему привело подобное изменение ? Дайте свою оценку.
Просмотров: 1834 / Дата: 18.01.2025
Комментариев 0