Follow Us: rss twitter vk facebook
Информация о развитии и коррекции речи детей
Main » 2016 » Февраль » 15 » Контрольная работа по русскому языку 11 класс за I полугодие ФГОС

Контрольная работа по русскому языку 11 класс за I полугодие ФГОС

Внимательно прочитайте текст и выполните задания А1 - А9, В1-В14.

(1) Любила Русь колокольный звон. (2)Уже в первой половине четырнадцатого века (а возможно, много раньше, но сведений нет) колокола делали в Москве и Новгороде.

(3)Новгородская летопись в 1342 году отметила: "...архиепископ Василий велел слить колокол великий к святой Софии и привел мастера из Москвы, человека почтенного, по имени Борис".

(4)Этот же Борис, по словам летописца, отливал колокола для Москвы и других городов.

(5)Высказываются предположения, что именно Борис, освоив мастерство, положил начало литью колоколов в России. (б)Церковные колокола, звучавшие на десятки верст, были своеобразным эпическим оркестром, музыкой для всех, грандиозным музыкальным инструментом.(7) Колокола звучали "во дни торжеств и бед народных".(8)Многие века колокольный звон сопутствовал народной жизни: оповещал о приближении врага, созывал ратников на битву, был криком о помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, вносил в праздники веселье и торжественность. (9) Радостным мелодичным звоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля. (10)Под колокольный звон проходили по Москве ополчения Минина и Пожарского, изгнавшие интервентов из столицы.

(11)Колокол созывал вольнолюбивых новгородцев на вече, на котором решались судьбы Отечества.

(12)Колокола обычно изготовлялись в пушечных мастерских. (13)Пушечных дел мастера лили преимущественно крупные колокола, а колокольники (была и такая специальность) - отливали мелкие звоны и била.(14) Литье колоколов и бил считалось почетным делом. (15)Когда отливался большой колокол, то летописец заносил это событие в свою хронику, не забывая упомянуть и имя мастера литейного дела. (16)В колокольный сплав, состоявший из меди и олова, добавляли серебро - для благозвучности. (17)Отсюда и выражение "серебряный звон".

(18) С колоколами были связаны самые различные поверья.(19) Когда, например, приступали к литью крупного колокола, то нарочито распускали ложный слух. (20)Надо было выдумать что-нибудь совершенно маловероятное, чтобы молва расходилась от села к селу, от города к городу. (21)Считалось, что, чем дальше распространится слух, тем сильнее будет гудеть колокол.

(22) О колоколах и колокольном звоне складывалось в народе множество остроумных притч, пословиц, поговорок, загадок и шуток.(23) Колокол был, например, для деревенских жителей своего рода часами, возвещавшими о начале дня. (24)Поэтому в ходу была поговорка: первый звон - пропадай мой сон, другой звон - земной поклон, третий звон - из дому вон.

О колокольных звонах повествовали метафорично: сидит петух на воротах, косы до полу, голос до небу.
Трудное дело - отливка колоколов. (27)Колокол - это гигантский музыкальный инструмент. (28)У каждого колокола - свои переливы, у каждого звона - свое назначение.

(Е.Осетров)

К каждому заданию А1 - А9 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания А1- А9 обведите кружком.

А1.Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему на Руси любили колокольный звон»?

Церковные колокола были своеобразным эпическим оркестром, музыкой для всех, грандиозным музыкальным инструментом.
Колокольный звон сопутствовал народной жизни: оповещал о приближении врага, созывал ратников на битву, был криком о помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, вносил в праздники веселье и торжественность.
Колокола обычно изготовлялись в пушечных мастерских.
Считалось, что, чем дальше распространится слух, тем сильнее будет гудеть колокол.

А2.Почему рассказчик называет колокольный звон «серебряным»?

1.Колокола звучали "во дни торжеств и бед народных"
2.Радостным мелодичным звоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля.
В колокольный сплав, состоявший из меди и олова, добавляли серебро - для благозвучности.
4.Колокол - это гигантский музыкальный инструмент.

A3. В каком варианте ответа содержится тема текста?

Литье колоколов и бил считалось почетным делом.
История колоколов России.
С колоколами были связаны самые различные поверья.
В первой половине четырнадцатого века колокола делали в Москве и Новгороде.

А4.В каком варианте ответа указана главная мысль текста?

Первые упоминания о литье колоколов.
Колокола всегда объединяли, сплачивали народ, это помогало выстоять в несчастьях и вместе радоваться победам.
Колокол созывал вольнолюбивых новгородцев на вече, на котором решались судьбы Отечества.
Колокол в фольклорных жанрах: притчах, загадках, шутках, поговорках.

А5.В каком предложении текста содержится аргумент, подтверждающий тезис рассказчика о том, что «колокола звучали "во дни торжеств и бед народных"?

23
8
11
20

А6. В каком варианте ответов правильно расположены пункты плана в соответствии с содержанием.

1 .Колокол - музыкальный инструмент, имеющий свои переливы и назначение.
Первые упоминания о литье колоколов.
Поверья, связанные с колоколами.
4.Звучание колоколов "во дни торжеств и бед народных".

1,3,4,2
2,4,3,1
4,2,3,1
3,2,1,4

А7. Что является общим у слов "набатный" и "вечевой"?

1.Общим у этих слов является значение объединения, сбора людей

2.Общим является то, что удары в колокол - это сигнал к сбору людей в случае пожара, тревоги.

3.Колокол - это гигантский музыкальный инструмент.

4. 0 колоколах и колокольном звоне складывалось в народе множество остроумных притч, пословиц, поговорок, загадок и шуток.

А8. В каком варианте ответа указаны средства речевой выразительности, использованные автором в предложениях 22-28?

1.метафора, фразеологизм

2.сравнительный оборот, гипербола

3.анафора, олицетворение

4.эпитет, лексический повтор, синтаксический параллелизм

А9. Переделайте бессоюзное предложение (№25) в предложение с прямой речью. Напишите получившееся предложение.

Ответы на задания В1 - В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

В1. Из предложений 26 - 28 выпишите слово с орфограммой «Непроизносимый согласный в корне слова»

В2. Из предложений 23 - 24 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется -3, если после неё следует буква, обозначающая звонкий согласный».

ВЗ. Из 4 предложения выпишите слово с орфограммой «Безударный беглый гласный в суффиксе».

В4. Из приведённого ниже предложения 23 выпишите все цифры, при помощи которых пронумерованы запятые, выделяющие причастный оборот.

Колокол был,(1) например,(2) для деревенских жителей своего рода часами, (З)возвещавшими о начале дня.

В5. Среди предложений 12-14 найдите сложносочинённое предложение. Напишите номер этого предложения.

В6. Из приведённого ниже предложения 15 выпишите цифру(-ы), при помощи которой(-ых) обозначена(-ы) запятая(-ые), разделяющая(-ие) главную и придаточную части сложноподчинённого предложения.

Когда отливался большой колокол, (1)то летописец заносил это событие в свою хронику, (2)не забывая упомянуть и имя мастера литейного дела.

В7. Замените словосочетание из предложения 23, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание. Деревенских жителей- ...

В8. Из предложения 27 выпишите грамматическую основу.

В9. Укажите количество грамматических основ в предложении 20.

В10. Среди предложений 3-8 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.

В11. Среди предложений 12 - 17 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

В12. Среди предложений 18-25 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений.

В13. Среди предложений 9-17 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.

В14. В предложении 3 замените прямую речь косвенной. Напишите получившееся предложение.

Просмотров: 500 / Дата: 17.06.2025
Комментариев 0
Всего комментариев: 0
Name *:
Email:
Subscription:1
Code *: